38. Анализ себестоимости, прибыли рентабельности продукции, работ, услуг
Себестоимость продукции или услуги - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги. И соответственно, ее значение служит базой для исчисления продажных (отпускных) цен и формирования финансовых результатов.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Источники информации: данные статистической отчётности, ф.№5-з «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции», данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и др.
Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов. Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.
Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости. Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике. При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений. Уровень затрат определяется делением расходов по каждой статье на объём товарной продукции. Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.
В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчётные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.
Рентабельность
Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности использования производственных ресурсов предприятия. Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов. В зависимости от задач анализа рассчитывают следующие группы показателей рентабельности:
рентабельность и доходность реализованной продукции;
рентабельность капитала (имущества);
рентабельность средств (источников) предприятия;
рентабельность производственных ресурсов.
Анализ рентабельности и доходности реализованной продукции
Степень выгодности для предприятия продукции характеризует показатель ее рентабельности. Этот показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Чтобы определить рентабельность конкретного вида продукции, необходимо предварительно определить сумму прибыли по этой продукции. Для этого из цены продажи этого вида продукции необходимо исключить сумму НДС и акцизов и вычесть ее полную себестоимость. Отношение полученной суммы прибыли к полной себестоимости покажет уровень рентабельности конкретного продукции. Анализ рентабельности продукции проводится сравнением показателей отчетного года с предыдущим годом и планом. Рентабельность всей реализованной продукции зависит от уровня рентабельности отдельных видов продукции и их удельного веса в общем объеме реализованной продукции. Проведенный анализ позволит сделать обоснованные выводы и дать предложения о направлениях изменения структуры выпуска и реализации продукции в целях повышения доходности (рентабельности) всей реализованной продукции. На основании данных баланса и отчета о финансовых результатах и их использовании определяются показатели эффективности использования капитала (имущества) предприятия. Рентабельность капитала (имущества) предприятия характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия и определяется по формуле: Ркап=(Прасп*100)/К где: Ркап. - рентабельность капитала (имущества) предприятия,%; Прасп - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. р.; К - средняя величина капитала предприятия, рассчитанная по данным баланса, тыс. р. Рентабельность текущих активов отражает эффективность использования текущих активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в текущие активы предприятия и определяется по формуле: Ракт= (Прасп*100)/Атек где: Ракт. - рентабельность текущих активов, %; Атек. - средняя величина текущих активов предприятия, рассчитанная по данным баланса, тыс. р. Рентабельность средств (источников) предприятия характеризует эффективность использования собственного капитала и инвестированных заемных средств. Рентабельность собственного капитала характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля собственного капитала, и определяется по формуле: Ркап. соб.= (Прасп*100)/Ксоб где: Пкап. соб. - рентабельность собственного капитала, %; Ксоб. - средняя величина источников собственных средств предприятия, рассчитанная по данным Ш раздела пассива баланса, тыс. р. Рентабельность инвестированных заемных средств (Рзаем. с.) можно определить методом разниц: Рзаем. с.=Ркап.-Ркап. соб. Рентабельность инвестиций (Рк инв.) характеризует эффективность инвестирования собственного и долгосрочных заемных средств: Рк. инв.= (Пб*100)/(Ксоб+Кдолг.) где: Пб. - прибыль балансовая, тыс. р.; Кдолг. - долгосрочные кредиты и займы по данным баланса, тыс. р. При снижении показателя рентабельности всей реализованной продукции необходимо провести анализ влияния рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления низкорентабельной продукции и анализ устойчивости спроса на эту продукцию для обоснования управленческого решения. Анализ рентабельности текущих активов необходимо связать с оценкой показателей их оборачиваемости. Сопоставление рентабельности капитала и рентабельности собственного капитала позволит дать оценку рентабельности заемных источников средств предприятия: Ркап. заем.=Ркап. - Ркап. соб. Если Ркап соб. > Ркап., то использование заемных источников средств менее эффективно, чем использование собственного капитала предприятия.
Финансовое положение акционерных обществ в полной мере зависит от того, получают ли они в достаточном размере прибыль. Это связано с тем, что вкладчики становятся и остаются держателями акций только в случае, если они уверены, что отдача на их вложенный капитал, т. е. получение ими дивидендов, при наличии равной степени риска будет выше по сравнению с другими организациями.
Для комплексного представления о финансовых результатах целесообразно: 1 рассчитать и оценить «запас финансовой прочности»; 2) рассчитать производственный леверидж. Оценить данную величину на предмет адекватности политике предприятия в отношении продаж (высокое значение левериджа должно соответствовать только политике роста продаж). Уровень левериджа характеризует рискованность менеджмента. Если у предприятия высокий уровень производственного левериджа, то небольшие усилия менеджеров по количественному наращиванию объемов продаж могут привести к значительному росту прибыли (позитивное действие рычага), но, с другой стороны, при падении объемов сбыта предприятие быстро может скатиться к убыткам (негативное действие рычага). Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:
P = N – S,
где N – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов; S - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются на прибыли от продаж. Приведем методику формализованного расчета влияния себестоимости на прибыль от продаж.
1. Влияние на прибыль изменения себестоимости единицы продукции (ΔP1):
ΔP1 = S1,0 – S1,
где S1,0– себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔР2) (в оценке по базовой себестоимости):
ΔР2 = Р0 X (K1 – 1),
где Р0 – прибыль базисного периода; K1 – коэффициент роста объема реализации продукции (в оценке по себестоимости); K1 = S1,0 /S0
где S0 – себестоимость базисного периода.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в себестоимости, обусловленных изменениями в структуре продукции (ΔР3):
ΔР3 = S0 X K2 – S1,0,
где K2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
K2 = N1,0 / N0
где N1,0 – выручка отчетного периода в ценах базисного периода;
N0 – выручка базисного периода.
Коэффициент финансовой активности по уточненному варианту (Кфа) рассчитывается на основании соответствующих строк баланса:
Кфа = стр. 590 + стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 / стр. 490 + стр. 640 + стр. 650.
- Хозяйственное право
- 1.Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
- 2.Понятие и классификация субъектов предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность гражданина.
- 3.Государственная регистрация, реорганизация и прекращение деятельности коммерческих организаций.
- 4.Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 5. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- 6.Понятие, принципы, содержание и виды хозяйственных (предпринимательск) договоров.
- 7.Обеспечение исполнения обязательств: понятие и способы обеспечения.
- 8.Правовое регулирование конкуренции хозяйствующих субъектов
- 9.Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
- 10. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- 11.Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 12. Налог на добавленную стоимость: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 13. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, налоговые вычеты (стандартные, имущественные, социальные, профессиональные).
- 14. Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления.
- 15. Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 16. Сегментация рынка. Критерии сегментации. Процесс сегментирования, этапы
- Исследование рынка. Виды исслед. Организация исслед. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 18. Товарная и марочная политика. Классифик товаров. Ассортимент. Марка. Стадия разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 19. Продвижение товара. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулиров продаж. Связи с общественностью.
- 21. Предмет и метод буч. Счета и двойная запись
- 22. Амортизация основных средств
- 23 Учет поступления основных средств
- 24. Учет материальных ценностей
- 25. Учет приобретения нематериальных активов
- 26. Учет на расчетном и валютном счетах
- 27. Учет предоставленных и полученных займов. Учет финансовых вложений
- 28. Учет реализации и выбытия основных средств
- 29. Понятние тэа, цели, задачи, виды экономического анализа
- 30.Информационная основа тэа, методы тэа
- 31.Анализ факторных систем, виды факторных систем
- 32.Методы конструирования факторных моделей
- 34. Метод цепных подстановок
- 35. Оценка технического уровня производства
- 36. Оценка эффективности использования основных производственных фондов
- 37. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
- 38. Анализ себестоимости, прибыли рентабельности продукции, работ, услуг
- 39. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса.
- 40. Этические стандарты предпринимательской деятельности. Саморегулирование как метод государственного регулирования экономики. Федеральный закон «о саморегулируемых организациях»
- 41. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Основные методы.
- Дисконтирование доходов - приведение дохода к моменту вложения капитала. Для определения наращенного капитала и дополнительного дохода с учетом дисконтирования используются следующие формулы (13):
- 42. Деловая среда предприятия. Краткая характеристика основных субъектов внутренней и внешней среды предприятия.
- 43. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
- 44. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание.
- 45. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения.
- 46. Методы определения ставки дисконтирования.
- 47. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков.
- 49. Сущность, функции и виды денег
- 50.Основные формы кредита
- 51. Орг-ция и принципы проведения безналич расчетов в рф
- 52. Банковская система России. Риски в банковской практике
- 54 Организация финансов коммерческих пред-тий