2. Формы государственного кредита
Форма государственного кредита определяется ролью государства в кредитных отношениях. Участниками кредитных отношений выступают заемщик, кредитор и, возможно, третья сторона – гарант выполнения условий заимствования. Поэтому выделяют следующие формы государственного кредита:
государственные займы;
казначейские ссуды;
гарантийные операции государства.
Классическая форма государственного кредита – государственные займы – кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика.
Государственные займы могут быть классифицированы следующим образом:
По способу оформления:
облигационные (сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства);
безоблигационные (оформляются подписанием соглашений, договоров или записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств).
По методам размещения:
а) принудительные (распространяются среди кредиторов в силу решений правительства)1:
обращение части вкладов населения в государственные займы - сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения), в силу решений государства;
позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не оформляя эти операции формальными кредитными соглашениями) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства;
б) размещаемые по подписке;
в) добровольные.
По уровню органа власти, выступающего заемщиком:
государственные;
республиканские;
местные (муниципальные).
По обеспеченности:
обеспеченные залогом;
необеспеченные.
В зависимости от формы выплаты доходов по займам:
процентные;
выигрышные;
процентно-выигрышные;
беспроигрышные;
беспроцентные или целевые (не предусматривают выплату доходов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется).
По формам погашения:
денежные;
натуральные.
По срокам погашения:
краткосрочные – погашаются в течение 1 года;
среднесрочные – срок погашения до 5 (в некоторых странах до 10-ти) лет;
долгосрочные – со сроком обращения свыше 5 лет.
По способу погашения:
погашаемые в разовом порядке;
погашаемые частями.
По условиям погашения:
с правом досрочного погашения;
погашаемые в оговоренные сроки.
По месту размещения:
внутренние;
внешние.
Обычно заимствования осуществляются при помощи выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигации государственных займов – ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства государства, по которым оно обязуется в заранее установленные сроки погасить (выкупить) облигации, а также выплатить определенный доход.
Государство устанавливает номинальную стоимость облигации, которая выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения. Она служит базой начисления процентов. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, так как курсовая цена, по которой продаются и покупаются облигации, может откланяться от номинальной. Отклонение – курсовая разница, которая зависит от номинального процента по облигации, насыщенности рынка государственных ценных бумаг, состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения к правительству.
По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, например, только среди банков.
Погашение займов может происходить следующим образом:
выкуп ценных бумаг;
проведение тиражей выигрышей с выплатой номинала облигации и выигрыша;
проведение тиражей погашения по выигрышным и процентным займам.
Выплата доходов осуществляется следующим способом:
проведение тиражей выигрышей;
периодическая оплата купонов облигаций банками;
при погашении по номиналу облигаций, размещенных со скидкой;
перевод суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.
В Украине выпуск облигаций регламентируется Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.07.91 г. По определению этого Закона:
Облигации внешних государственных займов Украины – ценные бумаги, которые размещаются на международных и иностранных фондовых рынках и подтверждают обязательства Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций.
Они могут деноминироваться в конвертируемой иностранной валюте.
Данные облигации выпускаются процентными, дисконтными и могут быть именными или на предъявителя, со свободным или ограниченным кругом обращения.
Облигации внешних государственных займов Украины оплачиваются исключительно в конвертируемой иностранной валюте в соответствии с условиями их выпуска.
Эмитентом облигации внешних государственных займов Украины является государство в лице Министерства финансов Украины.
Денежные средства, полученные от размещения облигации внешних государственных займов Украины, направляются исключительно в Государственный бюджет Украины.
Решение о выпуске облигации внешних государственных займов Украины принимается Кабинетом Министров Украины в отношении каждого выпуска в пределах предусмотренных законом «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год внешних источников финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.
Первичное размещение, обслуживание и погашение облигации внешних государственных займов Украины осуществляет Министерство финансов Украины. С этой целью оно может привлекать банки, инвестиционные компании и т.п.
Расходы на подготовку выпуска, выпуск, погашение облигации внешних государственных займов Украины, выплата дохода и иные необходимые расходы осуществляются в соответствии с условиями выпуска облигаций за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на эти цели.
Другим действующим в нашей стране видом государственных ценных бумаг являются казначейские обязательства (векселя). Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.
Казначейские ссуды – форма государственного кредита, при которой государство предоставляет ссуды предприятиям и иностранным правительствам и предпринимательским структурам за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности, возвратности.
Финансовая помощь должна оказываться только тем хозяйственным единицам, в стабильной работе которых государственные органы заинтересованы.
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных единиц ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.
Третьей формой государственного кредита являются гарантийные операции: государство выступает гарантом выплаты процентов и возврата кредитов, которые предоставляются иностранными и национальными субъектами финансового рынка отечественным предприятиям, органам власти и управления. В случае невозвращения кредитов или неуплаты процентов эти расходы осуществляются за счет средств государственного бюджета.
По внешним займам гарантом обычно выступает Кабинет министров Украины.
Внутренние гарантии предоставляют Национальный Банк Украины и Министерство финансов. Для этих целей в государственном бюджете предусматриваются определенные резервы.
Специфическими особенностями обладает отношения международного государственного кредита. Он представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора.
Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации (например, Международный Валютный Фонд или международные банки реконструкции и развития). Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.
- 0501 – «Экономика и предпринимательство»
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- 1. Понятие и сущность финансов
- 2. Состав финансов
- 3. Функции финансов
- 4. Роль финансов в экономическом развитии общества
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- 2.Финансовая политика
- 3.Финансовый механизм
- 5. Управление финансами
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Государственные финансы.
- 1. Содержание государственных финансов
- 2.Государственные доходы
- 1) Налоги служат источником погашения займов;
- 3. Государственные расходы
- 4.Финансы местных органов власти
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Государственный бюджет.
- 2. Бюджетная система и бюджетное устройство
- 3. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Налоги и налоговая система.
- 1. Понятие и функции налогов, их классификация
- 2. Налоговая система. Структура налоговой системы Украины.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Государственные внебюджетные и целевые фонды.
- 1.Понятие внебюджетных фондах, их назначение и классификация
- 2. Внебюджетные фонды в Украине
- Фонд социального страхования на случай безработицы
- Фонд общеобязательного государственного социального страхования по временной потере трудоспособности
- Фонд социального страхования от несчастных случаев
- Пенсионный фонд
- Местные внебюджетные фонды
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Государственный кредит
- 2.Формы государственного кредита.
- 1. Государственный кредит
- 2. Формы государственного кредита
- Как правило, внешние займы бывают среднесрочными и долгосрочными. Формы предоставления внешних займов:
- Б) товарная.
- 3. Государственный долг и его регулирование
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Финансовый контроль
- 1. Необходимость и сущность финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Органы финансового контроля в Украине
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Финансы предприятий
- Финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность.
- 1. Сущность финансов предприятий, их функции и основы организации
- 2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах
- Начисленные, включенные в затраты, но не выплаченные суммы по обязательствам (заработная плата, налоговые платежи, отчисления во внебюджетные фонды и другие) – устойчивые пассивы;
- 3. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
- Выручка от реализации тмц;
- 4. Финансы общественных объединений
- Список рекомендуемой литературы
- 0501 – «Экономика и предпринимательство»