logo
Финансы_Лекции рус

2. Формы государственного кредита

Форма государственного кредита определяется ролью государства в кредитных отношениях. Участниками кредитных отношений выступают заемщик, кредитор и, возможно, третья сторона – гарант выполнения условий заимствования. Поэтому выделяют следующие формы государственного кредита:

государственные займы;

казначейские ссуды;

гарантийные операции государства.

Классическая форма государственного кредита – государственные займы – кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика.

Государственные займы могут быть классифицированы следующим образом:

По способу оформления:

  1. облигационные (сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства);

  2. безоблигационные (оформляются подписанием соглашений, договоров или записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств).

По методам размещения:

а) принудительные (распространяются среди кредиторов в силу решений правительства)1:

  1. обращение части вкладов населения в государственные займы - сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения), в силу решений государства;

  2. позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не оформляя эти операции формальными кредитными соглашениями) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства;

б) размещаемые по подписке;

в) добровольные.

По уровню органа власти, выступающего заемщиком:

государственные;

республиканские;

местные (муниципальные).

По обеспеченности:

обеспеченные залогом;

необеспеченные.

В зависимости от формы выплаты доходов по займам:

  1. процентные;

  2. выигрышные;

  3. процентно-выигрышные;

  4. беспроигрышные;

  5. беспроцентные или целевые (не предусматривают выплату доходов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется).

По формам погашения:

денежные;

натуральные.

По срокам погашения:

краткосрочные – погашаются в течение 1 года;

среднесрочные – срок погашения до 5 (в некоторых странах до 10-ти) лет;

долгосрочные – со сроком обращения свыше 5 лет.

По способу погашения:

погашаемые в разовом порядке;

погашаемые частями.

По условиям погашения:

с правом досрочного погашения;

погашаемые в оговоренные сроки.

По месту размещения:

внутренние;

внешние.

Обычно заимствования осуществляются при помощи выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигации государственных займов – ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства государства, по которым оно обязуется в заранее установленные сроки погасить (выкупить) облигации, а также выплатить определенный доход.

Государство устанавливает номинальную стоимость облигации, которая выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения. Она служит базой начисления процентов. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, так как курсовая цена, по которой продаются и покупаются облигации, может откланяться от номинальной. Отклонение – курсовая разница, которая зависит от номинального процента по облигации, насыщенности рынка государственных ценных бумаг, состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения к правительству.

По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, например, только среди банков.

Погашение займов может происходить следующим образом:

выкуп ценных бумаг;

проведение тиражей выигрышей с выплатой номинала облигации и выигрыша;

проведение тиражей погашения по выигрышным и процентным займам.

Выплата доходов осуществляется следующим способом:

проведение тиражей выигрышей;

периодическая оплата купонов облигаций банками;

при погашении по номиналу облигаций, размещенных со скидкой;

перевод суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

В Украине выпуск облигаций регламентируется Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.07.91 г. По определению этого Закона:

Облигации внешних государственных займов Украины – ценные бумаги, которые размещаются на международных и иностранных фондовых рынках и подтверждают обязательства Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций.

Они могут деноминироваться в конвертируемой иностранной валюте.

Данные облигации выпускаются процентными, дисконтными и могут быть именными или на предъявителя, со свободным или ограниченным кругом обращения.

Облигации внешних государственных займов Украины оплачиваются исключительно в конвертируемой иностранной валюте в соответствии с условиями их выпуска.

Эмитентом облигации внешних государственных займов Украины является государство в лице Министерства финансов Украины.

Денежные средства, полученные от размещения облигации внешних государственных займов Украины, направляются исключительно в Государственный бюджет Украины.

Решение о выпуске облигации внешних государственных займов Украины принимается Кабинетом Министров Украины в отношении каждого выпуска в пределах предусмотренных законом «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год внешних источников финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.

Первичное размещение, обслуживание и погашение облигации внешних государственных займов Украины осуществляет Министерство финансов Украины. С этой целью оно может привлекать банки, инвестиционные компании и т.п.

Расходы на подготовку выпуска, выпуск, погашение облигации внешних государственных займов Украины, выплата дохода и иные необходимые расходы осуществляются в соответствии с условиями выпуска облигаций за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на эти цели.

Другим действующим в нашей стране видом государственных ценных бумаг являются казначейские обязательства (векселя). Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.

Казначейские ссуды – форма государственного кредита, при которой государство предоставляет ссуды предприятиям и иностранным правительствам и предпринимательским структурам за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Финансовая помощь должна оказываться только тем хозяйственным единицам, в стабильной работе которых государственные органы заинтересованы.

Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных единиц ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.

Третьей формой государственного кредита являются гарантийные операции: государство выступает гарантом выплаты процентов и возврата кредитов, которые предоставляются иностранными и национальными субъектами финансового рынка отечественным предприятиям, органам власти и управления. В случае невозвращения кредитов или неуплаты процентов эти расходы осуществляются за счет средств государственного бюджета.

По внешним займам гарантом обычно выступает Кабинет министров Украины.

Внутренние гарантии предоставляют Национальный Банк Украины и Министерство финансов. Для этих целей в государственном бюджете предусматриваются определенные резервы.

Специфическими особенностями обладает отношения международного государственного кредита. Он представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора.

Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации (например, Международный Валютный Фонд или международные банки реконструкции и развития). Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.