2.Финансовая политика
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций и реализации конкретных экономических и социальных целей представляет собой финансовую политику.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
гибкое использование рычагов и методов финансового механизма для реализации конкретных целей;
управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Основа финансовой политики – стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений, что позволяет концентрировать финансовые ресурсы на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Она должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Задачами финансовой политики являются:
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального с точки зрения государства и общества распределения и использования финансовых ресурсов;
организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
создание эффективной системы управления финансами.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Учет текущих особенностей должен дополнятся изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп, а так же на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
По инструментам воздействия на экономические процессы, объектам управления и субъектам осуществления, финансовая политика может быть фискальной и монетарной.
В Украине монетарную политику разрабатывает и реализует Национальный банк Украины, а фискальную – Верховная Рада.
Объектами регулирования при проведении монетарной политики являются главным образом величина денежной массы и ставка процента, а для фискальной политики – величина государственных доходов (прежде всего – налогов) и объем государственных расходов.
Фискальная политика реализуется при помощи бюджетного механизма путем манипулирования правительственными расходами и налогообложением, для стимулирования производства и занятости или снижения инфляции.
В целях обеспечения экономического роста применяется стимулирующая фискальная политика, которая характеризуется наличием бюджетного дефицита, т.е. превышением расходов над доходами. Это достигается за счет сокращения налогов, увеличения государственных расходов или того и другого одновременно.
В предкризисных условиях используется сдерживающая фискальная политика. Она характеризуется наличием положительного сальдо государственного бюджета, достигаемого за счет превышения доходов над расходами.
В основе принципов балансирования бюджета, так называемой бюджетной политики, могут лежать различные концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов.
Основными инструментами монетарной политики являются учетная ставка центрального банка, норма обязательного резервирования для коммерческих банков и операции центрального банка на открытом рынке государственных ценных бумаг.
Стимулирующая политика (политика “дешевых денег”) реализуется путем снижения учетной ставки, нормы обязательного резервирования и покупки государственных ценных бумаг центральным банком. В результате денежная масса в экономике увеличивается, что приводит к росту формируемых субъектами экономики денежных фондов и стимулирует экономический рост. Сдерживающая политика (политика “дорогих денег”) реализуется при помощи тех же инструментов изменяемых в обратном направлении.
- 0501 – «Экономика и предпринимательство»
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- 1. Понятие и сущность финансов
- 2. Состав финансов
- 3. Функции финансов
- 4. Роль финансов в экономическом развитии общества
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- 2.Финансовая политика
- 3.Финансовый механизм
- 5. Управление финансами
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Государственные финансы.
- 1. Содержание государственных финансов
- 2.Государственные доходы
- 1) Налоги служат источником погашения займов;
- 3. Государственные расходы
- 4.Финансы местных органов власти
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Государственный бюджет.
- 2. Бюджетная система и бюджетное устройство
- 3. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Налоги и налоговая система.
- 1. Понятие и функции налогов, их классификация
- 2. Налоговая система. Структура налоговой системы Украины.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Государственные внебюджетные и целевые фонды.
- 1.Понятие внебюджетных фондах, их назначение и классификация
- 2. Внебюджетные фонды в Украине
- Фонд социального страхования на случай безработицы
- Фонд общеобязательного государственного социального страхования по временной потере трудоспособности
- Фонд социального страхования от несчастных случаев
- Пенсионный фонд
- Местные внебюджетные фонды
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Государственный кредит
- 2.Формы государственного кредита.
- 1. Государственный кредит
- 2. Формы государственного кредита
- Как правило, внешние займы бывают среднесрочными и долгосрочными. Формы предоставления внешних займов:
- Б) товарная.
- 3. Государственный долг и его регулирование
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Финансовый контроль
- 1. Необходимость и сущность финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Органы финансового контроля в Украине
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Финансы предприятий
- Финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность.
- 1. Сущность финансов предприятий, их функции и основы организации
- 2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах
- Начисленные, включенные в затраты, но не выплаченные суммы по обязательствам (заработная плата, налоговые платежи, отчисления во внебюджетные фонды и другие) – устойчивые пассивы;
- 3. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
- Выручка от реализации тмц;
- 4. Финансы общественных объединений
- Список рекомендуемой литературы
- 0501 – «Экономика и предпринимательство»