logo search
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

34. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственно­го контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государ­ственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

   В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит.

   Финансовый кон­троль может быть государственный и муниципальный и негосударственный.

   Государственный и муниципальный финансовый контроль яв­ляется составной частью финансового контроля в широком смыс­ле слова.

Субъектами финансового контроля являются независимые ау­диторские службы, частные предприятия, некоммерческие организации и т.д.

   Объектом финансово-правового регулирования является толь­ко государственный и муниципальный финансовый контроль, ко­торый осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

   Существование государственного и муниципального финансо­вого контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Эта функция обеспечивается слежением рублем за собиранием, рас­пределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды. В связи с этим финансо­вый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований: на стадиях собирания, распределения и использования денеж­ных средств.

   Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно посту­пали в государственные фонды, а также за целевым использова­нием выделенных государственных средств и др.

В широком понимании целью государственного и муниципаль­ного финансового контроля, как и всякого другого, является со­здание научно обоснованной финансовой политики, создание эф­фективного финансового механизма.

Объектом государственного и муниципального финансового контроля является не состояние окружающей при­родной среды, не технические механизмы, а денежные процес­сы, имеющие место при формировании, распределении и исполь­зовании государственных и муниципальных фондов денежных средств.

   Непосредственным предметом государственного и муни­ципального финансового контроля являются бухгалтерские отче­ты, балансы, сметы и другие документы.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конститу­ции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и специальные.

   К общим принципам относятся: законность, гласность, федерализм, плановость и др.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на cooтветствующих специфических принципах.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансо­вой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительны­ми по сравнению с парламентскими сроками полномочий руково­дителей органов контроля; в) закреплением в конституции их ста­туса.

  Объективность и компетентность подразумевают неукоснитель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, вы­сокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

  Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информа­ции.