3. Государственный долг и его регулирование
Общая сумма обязательств по непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты, называется государственным долгом.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает не только задолженность правительства, но и органов управления нижестоящими органами власти.
Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг – составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Под регулированием (управлением) государственного долга понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
минимизация стоимости долга;
обеспечение своевременного выполнения обязательств по займам;
поддержание курса стоимости долговых обязательств государства;
обеспечение контроля за эффективным и целевым использованием мобилизованных ресурсов.
Меры по управлению государственным долгом направлены на погашение задолженности, выплату процентов или, в случае невозможности, на изменение условий заимствований.
Основную долю расходов по управлению государственным долгом составляет выплата доходов по займам. К последним также относятся расходы по изготовлению, пересылке, реализации ценных бумаг; проведение тиражей выигрышей, проведение тиражей погашения.
Изготовление, хранение и организация размещение облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства – на банковскую систему.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правили, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные вознаграждения.
Основным источником выплат доходов по займам и их погашению являются средства Государственного бюджета.
Эффективность привлечения государственного кредита оценивается по формуле:
, где
П – поступления по системе государственного кредита;
Р – расходы по системе государственного кредита.
Коэффициент обслуживания внешнего долга рассчитывается по формуле:
Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается 25%.
Однако в условиях роста государственной задолженности и бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении части государственного долга.
Рефинансирование государственного долга – совокупность мероприятий по изменению условий погашения существующей задолженности, включая погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Выделяют следующие способы управления условиями займов:
Конверсия – изменение доходности займов (изменение размеров выплачиваемых процентов по займам).
Консолидация – изменение условий займов, связанных со сроками погашения.
Сочетание конверсии и консолидации.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один с обменом ранее выпущенных облигаций на новые. Она обычно проводится вместе с консолидацией. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько раннее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Он применяется в исключительных случаях и избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашать в полноценных деньгах облигации, продававшиеся государством за обесценившуюся валюту.
Отсрочка погашения займа – отодвигаются не только сроки погашения, но выплата доходов. Она проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.
Аннулирование государственного долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства, или вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства прежней власти.
Контрольные вопросы
Что понимается под термином «государственный кредит» ?
Назовите источники государственного кредита?
Чем отличаются формы государственного кредита?
Что такое «гарантийные операции»?
Чем, по Вашему мнению, обусловлено многообразие форм привлечения государственных займов?
Что понимается под управлением государственным долгом?
Проанализируйте состояние государственного долга Украины на текущий момент.
- 0501 – «Экономика и предпринимательство»
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- 1. Понятие и сущность финансов
- 2. Состав финансов
- 3. Функции финансов
- 4. Роль финансов в экономическом развитии общества
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Финансовая политика и финансовый механизм
- 2.Финансовая политика
- 3.Финансовый механизм
- 5. Управление финансами
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Государственные финансы.
- 1. Содержание государственных финансов
- 2.Государственные доходы
- 1) Налоги служат источником погашения займов;
- 3. Государственные расходы
- 4.Финансы местных органов власти
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Государственный бюджет.
- 2. Бюджетная система и бюджетное устройство
- 3. Бюджетный процесс
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Налоги и налоговая система.
- 1. Понятие и функции налогов, их классификация
- 2. Налоговая система. Структура налоговой системы Украины.
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Государственные внебюджетные и целевые фонды.
- 1.Понятие внебюджетных фондах, их назначение и классификация
- 2. Внебюджетные фонды в Украине
- Фонд социального страхования на случай безработицы
- Фонд общеобязательного государственного социального страхования по временной потере трудоспособности
- Фонд социального страхования от несчастных случаев
- Пенсионный фонд
- Местные внебюджетные фонды
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Государственный кредит
- 2.Формы государственного кредита.
- 1. Государственный кредит
- 2. Формы государственного кредита
- Как правило, внешние займы бывают среднесрочными и долгосрочными. Формы предоставления внешних займов:
- Б) товарная.
- 3. Государственный долг и его регулирование
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Финансовый контроль
- 1. Необходимость и сущность финансового контроля
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Органы финансового контроля в Украине
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Финансы предприятий
- Финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность.
- 1. Сущность финансов предприятий, их функции и основы организации
- 2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах
- Начисленные, включенные в затраты, но не выплаченные суммы по обязательствам (заработная плата, налоговые платежи, отчисления во внебюджетные фонды и другие) – устойчивые пассивы;
- 3. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
- Выручка от реализации тмц;
- 4. Финансы общественных объединений
- Список рекомендуемой литературы
- 0501 – «Экономика и предпринимательство»