Контроль дебиторской задолженности
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность, структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации, схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов, система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.
Все способы контроля дебиторской задолженности можно разделить на 2 группы: превентивные и репрессивные. К первой груме методов можно отнести:
-
ранжирование дебиторской задолженности по срокам;
-
анализ дебиторов;
-
создание резерва по сомнительным долгам
-
уменьшение максимального срока кредитования;
-
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности
-
спонтанное финансирование
К репрессивным методам можно отнести факторинг и секьюритизацию, т.е. продажу долгов сторонней организации, обращение в арбитражный суд, если должник неадекватно реагирует на претензии по договору.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0—30; 31—60; 61—90; 90—120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Ранжирование дебиторской задолженности по срокам, предполагает и вычисление вероятности безнадежных долгов, основанное на статистических данных или на информации, предоставленной экспертами. Чем больше срок отсрочки платежа, тем выше вероятность его невыплаты. Это позволяет получить представление о реальном состоянии дебиторской задолженности.
Таблица 3.2.
Зависимость срока дебиторской задолженности и вероятности безнадежных долгов
Классификация дебиторов по срокам задолженности | Вероятность безнадежных долгов, %. |
0-30дней | 0,025 |
31-60 | 0,05 |
61-90 | 0,075 |
91-120 | 0,1 |
121-150 | 0,15 |
151-180 | 0,30 |
181-360 | 0,50 |
360-720 | 0,75 |
свыше 2 лет | 0,95 |
Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, приводимыми форме № 5 «Приложение к балансу предприятия», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по Основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии; так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.
В качестве контроля за дебиторской задолженностью также может применяться также анализ дебиторов. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство «Дан энд Брэдстрит» (Dun & Bradstreet) имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степень кредитоспособности (высокая, хорошая, достаточная, ограниченная) и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка.
Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.
Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5% до 10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-ного уровня, признается несущественным. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета (годовой отчет, аналитическая записка, отчет внутреннего аудитора и т.п.).
Важным инструментом контроля дебиторской задолженности является ускорение ее оборачиваемости. Чем быстрее оборачивается дебиторская задолженность, т.е. чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот. Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности применяются следующие инструменты: уменьшение максимального срока предоставления кредита, спонтанное финансирование (предоставление скидок), различные кредитные инструменты, такие как, факторинг, форфейтинг, секьюритизация и другие.
Уменьшение максимального срока предоставления кредита чаще всего приводит к уменьшению объемов реализации, но в определенных обстоятельствах (очень высокие темпы инфляции, например) это целесообразно.
Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода и применяется в следующих случаях:
-
Снижение цены приводит к увеличению продаж, и это значительно увеличивает прибыль.
-
Система скидок стимулирует приток денежных средств в условиях дефицита. При этом возможно критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата.
-
Система скидок более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Существуют различные виды сезонных скидок
В качестве показателей оборачиваемости и используются показатели оборачиваемости оборотного капитала вообще.
Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы такие, как секьюритизация и факторинг.
С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг (от англ Factor - посредник) представляет собой один из способов кредитования торговых операций, при котором специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика все права, возникающие с момента поставки товара покупателю, и сама взыскивает долг. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга. Большую часть суммы (60—90%) за поставленную продукцию поставщик получает от фактора сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы выплачивается поставщику в срок, определяемый фактор-соглашением, причем независимо от текущего финансового положения покупателя. Эта операция достаточно дорогая для предприятия; в западной практике нередки случаи, когда потери составляют до 50% суммы дебиторской задолженности.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
-
факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
-
клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
-
предприятие (заемщик) — фирма-покупатель товара.
Факторинговые услуги предоставляются «без финансирования» или «с финансированием».
В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.
Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.
Существуют различные виды факторинга. Открытый факторинг представляет собой операцию, когда компания ставит в известность своего должника об участии банка (факторской компании) в оплате сделок. При этом на счетах-фактурах делается соответствующая отметка, а все платежи направляются факторской компании. При закрытом факторинге должники не осведомлены о посреднической роли факторской компании. Операции факторинга чаще всего заключаются с условием регресса, оставляющим за фактором право требования к компании возместить уплаченную за дебиторскую задолженность сумму; это означает, что риск кредитования возлагается на поставщика.
Несмотря на относительную молодость факторинг весьма популярен на Западе; наиболее бурными темпами он развивался в 80-е годы в период устойчивого экономического роста западных стран. В 19681 было образовано международное объединение фактор-фирм (Factor Chain International, FCI) со штаб-квартирой в Амстердаме, включающее в себя свыше ста факторинговых компаний из 37 стран и имеющее годовой оборот свыше 260 млрд. долл., что составляет примерно половину годового оборота мирового фактор-бизнеса. Первыми российскими коммерческими банками, принятыми в FCI, стали Тверь универсалбанк (август 1994 г.) и Мостбанк (январь 1995 г.)
Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:
1) комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры) и
2) процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.
Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.
Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т.е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних предприятий, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для предприятий в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.
Вместе с тем, тормозом являются дороговизна кредита, почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.
Когда целесообразно прибегать к учету векселей, факторингу? Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает при следующих обстоятельствах:
-
когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.
-
когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.
-
когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа-покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего. Стоимость кредита превышает банковский учетный процент и стоимость факторинга
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка), форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
К методам снижения дебиторской задолженности для продавцов относятся использование факторинга, форфейтинга, предоплаты, расчетов чеками. Оплата наличными вообще ее исключает. Нетрадиционной мерой взыскания задолженности является объявление должника банкротом либо передача кредитору пакета акций акционерного общества-должника. Однако эта процедура довольно трудоемкая. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Вопросы ее списания регулируются ГК РФ, а также актами Президента РФ.
В качестве способа уменьшения риска несвоевременной оплаты при заключении договора можно оговорить способ оплаты. Бартерные и клиринговые сделки уменьшают этот риск.
Для измерения эффективности управления дебиторской задолженностью используются общие для оборотных средств показатели.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Общая логика управления активами Экономическая сущность и классификация активов предприятия
- Классификация оборотных активов
- Операционный, производственный и финансовый циклы
- Подходы к формированию оборотных активов и источники их формирования
- Оптимизация объема оборотных активов и методика расчета потребности в них
- Анализ ликвидности, рентабельности и оборачиваемости оборотных активов
- 2. Анализ и управление производственными запасами Общая логика управления запасами
- Модель eoq
- Этапы формирования политики управления запасами
- 3. Анализ и управление дебиторской задолженностью Общая логика управления дебиторской задолженностью
- Кредитная политика фирмы
- Контроль дебиторской задолженности
- 4. Управление денежными средствами и их эквивалентами Общая логика управления денежными средствами
- Анализ движения денежных средств
- Прогнозирование денежного потока
- Определение оптимального уровня денежных средств
- Ускорение оборота денежных средств и обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных средств
- Управление капиталом