logo
лекции ФМ

2. Анализ и управление производственными запасами Общая логика управления запасами

Запасы включают в себя следующие элементы:

  1. сырье и материалы;

  2. незавершенное производство;

  3. готовая продукция или товары для перепродажи.

Управление запасами представляет сложный комплекс меро­приятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным обра­зом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели — обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продол­жительность производственного и всего операционного цикла, умень­шить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хо­зяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управ­ления запасами.

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры за­пасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Управление запасами имеет огромное значение, как в технологическом, так и в финансовом аспектах. Для финансового менеджера запасы — это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлечен­ные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект. Кстати, эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми — исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например, в случае банкротства компании, многие оборотные сред­ства «вдруг» попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сум­ма может быть гораздо ниже учетной стоимости.

Эти очевидные замечания и объясняют отчасти распространенность моделей управления запасами, что особенно характерно для крупных компаний с налаженным и жестко структурированным производствен­но-технологическим процессом. Независимо от того, используются формализованные модели или нет, руководство любой компании осоз­нанно или интуитивно следует некоторым принципам управления за­пасами, выбирает стратегию финансирования запасов. Эти принципы предполагают ответ на два вопроса: а) какова должна быть структура источников запасов; б) каков должен быть объем запасов?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4