3. Анализ и управление дебиторской задолженностью Общая логика управления дебиторской задолженностью
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. При этом, далеко не всегда предприятие получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.
Дебиторская задолженность бывает внутренней и внешней. Она подразделяется на кратко- и долгосрочную. Срок погашения краткосрочной задолженности после отчетной даты не превышает одного года. Задолженность всегда носит срочный характер (фиксирована во времени). При этом она может быть просроченной (кредиты поневоле); наличной, безналичной, оформленной векселями, сомнительной (с высокой степенью риска); безнадежной и не вызывающей сомнений (устранимой). Последний вид задолженности также называют чистой дебиторской задолженностью, которая рассчитывается как разница между общей величиной задолженности и ее сомнительной и безнадежной частями.
Безнадежная задолженность имеет место в случаях, когда:
-
имущества должника-банкрота недостаточно для покрытия его обязательств;
-
юридическое лицо-должник ликвидировано;
-
просрочена задолженность умерших физических лиц либо в установленном законом порядке признанных недееспособными, пропавшими без вести, осужденными за правонарушения;
-
просрочен срок исковой давности;
-
взыскание задолженности невозможно по причине непреодолимой силы.
В практике финансовой работы в составе дебиторской задолженности нередко выделяют задолженность по основной деятельности (так как готовая продукция нередко продается в кредит); задолженность по финансовым операциям; авансы служащим; средства на депозитах.
Анализ дебиторской задолженности — это анализ ее объема, состава и структуры, в процессе которого изучаются удельные веса различных составляющих. Первостепенное внимание обращается на превалирующие элементы, а также на долю сомнительной дебиторской задолженности. Заметим, что просроченная и сомнительная задолженности близки по смыслу, но, как правило, не совпадают.
Рост задолженности (как абсолютной, так и относительной) — негативное явление (за редким исключением). Однако резкое падение ее уровня может вызвать, например, разрыв партнерских отношений. В ходе анализа дебиторской задолженности следует выявлять причины ее роста: неплатежеспособность (банкротство) контрагентов, упущения в коммерческом кредитовании партнеров, проблемы со сбытом и др. Сам по себе рост дебиторской задолженности не является отрицательным явлением. Например, рост задолженности при общем росте производства и реализации продукции является нормальным процессом. Для обоснованных выводов необходимо изучить причины и соотношение дебиторской задолженности с другими элементами капитала. К негативному явлению относится превышение темпов ее роста над темпами объемов реализации продукции. При этом причины роста задолженности подразделяют на объективные (по независящим от предприятия причинам) и субъективные (связанные с просчетами менеджеров предприятия).
Управление дебиторской задолженностью подразумевает:
-
планирование дебиторской задолженности (методом интерполирования), ее лимитов и нормативов, а в случае необходимости, планирование ее снижения как в целом, так и отдельно по товарным кредитам, потребительским кредитам, выданным авансам и в разрезе отдельных групп дебиторов и на этой основе формирование оптимальных размеров дебиторской задолженности;
-
формирование оптимальных форм расчетов с покупателями, максимальное использование предоплаты (даже частичной), аккредитивов; оформление возможно большей доли дебиторской задолженности векселями;
-
более тонкое, нежели в балансе, ранжирование задолженности по срокам (в балансе дается «грубая» ранжировка — до и свыше 12 месяцев), например по декадам и месяцам;
-
формирование взаимоприемлемых сроков расчетов (задачей предприятия-кредитора является сокращение последних);
-
постоянный контроль за практикой расчетов с контрагентами;
-
диверсификацию дебиторской задолженности (с целью снижения соответствующих рисков);
-
постоянный мониторинг влияния дебиторской задолженности на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта;
-
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, за долей отвлекаемых в задолженность оборотных средств и т.п.;
-
стимулирование досрочной оплаты за продукцию (услуги) через введение системы поощрений (например, использование скидок к цене за оплату поставок в течение определенного количества дней) и системы санкций за несвоевременную выплату дебиторской задолженности;
-
корректировку состава контрагентов с целью минимизации доли и «отсева» финансово неблагонадежных контрагентов (возможный круг дебиторов должен формироваться из состава постоянных контрагентов, а также из контрагентов с высокой деловой репутацией);
-
диверсификацию состава клиентов как форму снижения риска появления дебиторской задолженности;
-
составление документации (журнала учета сомнительной задолженности (картотеки сомнительных клиентов) и проведение других мероприятий с целью учета и недопущения образования (или минимизации) сомнительной дебиторской задолженности, например прогнозирование величины (и доли) безнадежных долгов, на основе интерполяции данных прошедших периодов и с учетом текущей конъюнктуры (здесь можно оперировать процентным отношением неоплаченных счетов (векселей) и их общего объема или процентным отношением погашенной дебиторской задолженности и объема реализации);
-
создание резерва ликвидных активов для смягчения возможных «всплесков» неплатежеспособности дебиторов и убытков от безнадежной задолженности;
-
компенсацию потерь от дебиторской задолженности путем их возможного включения в цену реализуемой продукции, стоимость векселя и др.;
-
осуществление комплекса мер с целью недопущения неоправданного роста дебиторской задолженности;
-
использование возможностей рефинансирования дебиторской задолженности (продажа долгов, например, банку, факторинг, форфейтинг, перевод в ценные бумаги и т.п.);
-
использование бартерных отношений для уменьшения взаимной задолженности;
-
персонализацию работы с дебиторской задолженностью, назначение специальных менеджеров по основным группам должников, привязку оплаты их труда к динамике дебиторской задолженности;
-
полное использование правовых мер для взыскания дебиторской задолженности;
-
контроль за эффективностью собственно кредитной политики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Общая логика управления активами Экономическая сущность и классификация активов предприятия
- Классификация оборотных активов
- Операционный, производственный и финансовый циклы
- Подходы к формированию оборотных активов и источники их формирования
- Оптимизация объема оборотных активов и методика расчета потребности в них
- Анализ ликвидности, рентабельности и оборачиваемости оборотных активов
- 2. Анализ и управление производственными запасами Общая логика управления запасами
- Модель eoq
- Этапы формирования политики управления запасами
- 3. Анализ и управление дебиторской задолженностью Общая логика управления дебиторской задолженностью
- Кредитная политика фирмы
- Контроль дебиторской задолженности
- 4. Управление денежными средствами и их эквивалентами Общая логика управления денежными средствами
- Анализ движения денежных средств
- Прогнозирование денежного потока
- Определение оптимального уровня денежных средств
- Ускорение оборота денежных средств и обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных средств
- Управление капиталом