logo
лекции ФМ

3. Анализ и управление дебиторской задолженностью Общая логика управления дебиторской задолженностью

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприя­тия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со свои­ми контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. При этом, далеко не всегда предприятие получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому от момента отгруз­ки продукции до момента поступления платежа средства предприя­тия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

Дебиторская задолженность бывает внутренней и внешней. Она подразделяется на кратко- и долгосрочную. Срок погаше­ния краткосрочной задолженности после отчетной даты не пре­вышает одного года. Задолженность всегда носит срочный ха­рактер (фиксирована во времени). При этом она может быть просроченной (кредиты поневоле); наличной, безналичной, оформленной векселями, сомнительной (с высокой степенью риска); безнадежной и не вызывающей сомнений (устранимой). Последний вид задолженности также называют чистой дебитор­ской задолженностью, которая рассчитывается как разница меж­ду общей величиной задолженности и ее сомнительной и безна­дежной частями.

Безнадежная задолженность имеет место в случаях, когда:

В практике финансовой работы в составе дебиторской задол­женности нередко выделяют задолженность по основной дея­тельности (так как готовая продукция нередко продается в кре­дит); задолженность по финансовым операциям; авансы служа­щим; средства на депозитах.

Анализ дебиторской задолженности — это анализ ее объема, состава и структуры, в процессе которого изучаются удельные веса различных составляющих. Первостепенное внимание обра­щается на превалирующие элементы, а также на долю сомни­тельной дебиторской задолженности. Заметим, что просроченная и сомнительная задолженности близки по смыслу, но, как пра­вило, не совпадают.

Рост задолженности (как абсолют­ной, так и относительной) — негативное явление (за редким ис­ключением). Однако резкое падение ее уровня может вызвать, например, разрыв партнерских отношений. В ходе анализа деби­торской задолженности следует выявлять причины ее роста: не­платежеспособность (банкротство) контрагентов, упущения в коммерческом кредитовании партнеров, проблемы со сбытом и др. Сам по себе рост дебиторской задолженности не является отри­цательным явлением. Например, рост задолженности при общем росте производства и реализации продукции является нормаль­ным процессом. Для обоснованных выводов необходимо изучить причины и соотношение дебиторской задолженности с другими элементами капитала. К негативному явлению относится превы­шение темпов ее роста над темпами объемов реализации продук­ции. При этом причины роста задолженности подразделяют на объективные (по независящим от предприятия причинам) и субъективные (связанные с просчетами менеджеров предпри­ятия).

Управление дебиторской задолженностью подразумевает:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4