logo
Гладковская Е

Структура кода классификации расходов бюджетов

Главный распоряди-тель средств

Раздел

Под-раздел

Целевая статья

Вид

расходов

Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов

Прог-рамма

Подпрог

рамма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Например, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №190н, к главным распорядителям относятся Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Счетная палата, Министерство транспорта, Пенсионный фонд РФ и др.

Классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов (4-5 разряды кода классификации, табл. 2), отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами (6-7 разряды кода классификации, табл. 2), конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы и подразделы классификации расходов, приведенные в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Представим состав разделов классификации расходов бюджетов:

0100 – Общегосударственные вопросы;

0200 – Национальная оборона;

0300 – Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

0400 – Национальная экономика;

0500 – Жилищно-коммунальное хозяйство;

0600 – Охрана окружающей среды;

0700 – Образование;

0800 – Культура, кинематография;

0900 – Здравоохранение;

1000 – Социальная политика;

1100 – Физическая культура и спорт;

1200 – Средства массовой информации;

1300 – Обслуживание государственного и муниципального долга;

1400 – Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Представим перечень подразделов на примере раздела 1000 «Социальная политика»:

1001 – Пенсионное обеспечение;

1002 – Социальное обслуживание населения;

1003 – Социальное обеспечение населения;

1004 – Охрана семьи и детства;

1005 – Прикладные научные исследования в области социальной политики;

1006 – Другие вопросы в области социальной политики.

Целевые статьи (8-14 разряды кода классификации, табл. 2) обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из семи знаков – с 8 по 14 разряды двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды с 11 по 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды с 13 по 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Виды расходов (15-17 разряды кода классификации) детализируют направление финансирования расходов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

В 18-20 разрядах кода классификации доходов и расходов бюджетов (табл. 1,2) применяются следующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления [29]:

а) доходы:

– налоговые доходы;

– доходы от собственности;

– доходы от оказания платных услуг;

– суммы принудительного изъятия;

– безвозмездные поступления от бюджетов;

– страховые взносы на обязательное социальное страхование;

– доходы от операций с активами;

– прочие доходы;

б) расходы:

– оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

– оплата работ, услуг;

– обслуживание государственного (муниципального) долга;

– безвозмездные перечисления организациям;

– безвозмездные перечисления бюджетам;

– социальное обеспечение;

– расходы по операциям с активами;

– прочие расходы;

в) поступление нефинансовых активов:

– увеличение стоимости основных средств;

– увеличение стоимости нематериальных активов;

– увеличение стоимости непроизведенных активов;

– увеличение стоимости материальных запасов;

г) выбытие нефинансовых активов:

– уменьшение стоимости основных средств;

– уменьшение стоимости нематериальных активов;

– уменьшение стоимости непроизведенных активов;

– уменьшение стоимости материальных запасов;

д) поступление финансовых активов:

– поступление на счета бюджетов;

– увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

– увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

– увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

– увеличение стоимости иных финансовых активов;

– увеличение прочей дебиторской задолженности;

е) выбытие финансовых активов:

– выбытие со счетов бюджетов;

– уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

– уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

– уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

– уменьшение стоимости иных финансовых активов;

– уменьшение прочей дебиторской задолженности;

ж) увеличение обязательств:

– увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

– увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

– увеличение прочей кредиторской задолженности;

з) уменьшение обязательств:

– уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

– уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;

– уменьшение прочей кредиторской задолженности.

Представленная выше классификация доходов и расходов бюджетов с 2010 года заменила ранее применимую функциональную, экономическую и ведомственную классификацию расходов бюджетов. Раскроем их содержание.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляла собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражала направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства:

– денежное содержание органов государственной власти, государственных учреждений и организаций;

– представительские расходы;

– расходы на выставки;

– гранты молодым ученым;

– финансирование инновационных проектов государственного значения;

– государственные долгосрочные вложения, дотации, субсидии и т.д.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляла собой группировку расходов по их экономическому содержанию:

– денежное довольствие военнослужащих;

– выходное пособие при увольнении;

– начисления от фонда оплаты труда;

– оплата коммунальных, транспортных услуг, содержание помещений;

– выплата процентов по займам и др.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета отражала распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.