logo
Гладковская Е

6.3. Управление государственным кредитом и государственным долгом

Управление государственным кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, которое включает совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

Органы государственной власти определяют общий объем бюджетного дефицита и объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

– минимизация стоимости долга для заемщика;

– недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

– эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выданных кредитов;

– обеспечение своевременного возврата кредитов;

– максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется органом местного самоуправления (местной администрацией).

РФ не несет ответственности по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если только указанные обязательства не были ею гарантированы. В рамках федерального закона о федеральном бюджете устанавливаются важнейшие параметры государственного долга:

– предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга;

– предельный объем годовых внешних заимствований;

– расходы на обслуживание государственного долга в текущем году.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих механизмов [40]:

а) реструктуризация государственного долга;

б) конверсия государственного долга;

в) консолидация государственного долга;

г) унификация государственного долга;

д) отсрочка погашения займов;

е) аннулирование государственного долга;

ж) новация.

Реструктуризация государственного долга – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения (например, частичное списание суммы основного долга). Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсия государственного долга – это изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Для кредиторов иногда возможно и повышение доходности государственных ценных бумаг.

Консолидация государственного долга – это изменение условий займа, связанное с их сроками. При этом возможно как увеличение, так и уменьшение срока действия государственных ценных бумаг.

Унификация государственного долга – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В этом случае достигается уменьшение количества видов одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по системе государственного кредита. В исключительных случаях Правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займов происходит, когда правительство выпускает слишком много займов и условия их эмиссии не являются достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Поэтому Правительство объявляет об отсрочке погашения займов. В отличие от консолидации при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращаются выплаты дохода. При консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам, которое может проводиться по причинам финансовой несостоятельности государства, прихода к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Новация – это условие, при котором обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения.

Такова сущность государственного кредита и государственного долга и аспекты управления ими.