logo
Гладковская Е

17.4. Методы планирования выручки от реализации

Коммерческое предприятие всегда должно формировать затратную часть в общем объеме выручки таким образом, чтобы иметь положительный финансовый результат своей деятельности, иначе говоря, «работать на прибыль». Чтобы достичь подобного, следует планировать выручку от реализации, чем и должны заниматься финансовые службы предприятий в процессе осуществления его финансово-хозяйственной деятельности.

Планировать выручку от продажи продукции, выполненных работ или оказанных услуг можно на предстоящий год, квартал или оперативно. Для годового планирования выручки необходима стабильная экономическая ситуация в экономике страны. Поэтому, целесообразней в странах с неустойчивой экономической системой применять квартальное планирование выручки. Кроме того, необходимо вести оперативный учет и контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию или оказанные услуги на денежные счета предприятия.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг, влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

– в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

– в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Существуют два метода определения (планирования) выручки [53]:

а) метод прямого счета;

б) расчетный метод.

Метод прямого счета применителен для предприятий-монополистов или организаций, имеющих долговременные прочные связи со своими покупателями, основанные на договорах. Здесь предполагается, что весь объем произведенной продукции или оказанных услуг предварительно оформлен заказом, то есть план выпуска и объем реализации заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент выпуска продукции или оказания услуг, известны цены.

В данном случае выручку от реализации можно определить следующим образом:

В = Р х Ц, (22)

где Р – планируемое количество реализованной продукции;

Ц – цена единицы реализованной продукции.

Когда предприятие не может точно определить в каком объеме оно сможет реализовать произведенную продукцию, применяется расчетный метод, при котором основой для расчета служат входные и выходные остатки продукции. При этом используется следующая формула:

В = ОН + Т – ОК, (23)

где ОН – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

ОК – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

Таковы аспекты классификации доходов и расходов организации и управления ими.