logo
Гладковская Е

1.2. Характеристика основных звеньев финансовой системы рф

Финансовая система Российской Федерации (далее – РФ) представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. При этом централизация финансов предполагает регулирование финансовых отношений и распоряжение финансовыми ресурсами непосредственно органами государственной власти. Децентрализованные финансы предполагают управление и распоряжение фондами денежных средств, которые формируются в процессе осуществления деятельности конкретным хозяйствующим субъектом (при этом также проявляется государственное воздействие, которое проявляется в регулировании государством финансовых отношений через нормы, нормативы, ставки налогов, обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды, но хозяйствующие субъекты самостоятельно распоряжаются финансовыми ресурсами).

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений (рис. 1):

– бюджетную систему;

– государственные фонды (внебюджетные и бюджетные);

– государственный кредит;

– страхование;

– финансы предприятий различных форм собственности и отраслей экономики.

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных (местных) бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая российским законодательством.

Рис. 1. Схема финансовой системы РФ

Бюджетная система РФ, по данным рис. 1, включает бюджеты трех уровней, из которых:

первый уровень образует федеральный бюджет РФ;

второй уровень образуют региональные бюджеты или бюджеты субъектов РФ (это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

третий уровень образуют местные бюджеты (это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений).

Все эти бюджеты функционируют автономно, то есть местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в региональные бюджеты, а последние не включаются в федеральный бюджет, несмотря на то, что Бюджетным кодексом определено понятие консолидированного (объединенного) бюджета. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Например, объединение бюджетов разных областей, регионов, автономных округов будет представлять собой консолидированный бюджет субъектов РФ.

Государственные фонды имеют строго целевое назначение:

– расширить социальную политику в стране;

– стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

К государственным фондам относятся внебюджетные и бюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды созданы на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды представляют собой неотъемлемую часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

– запланированы органами государственной власти и управления и имеют строго целевую направленность;

– отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ;

– денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

– формируются в основном за счет обязательных страховых взносов (до 2010 года – за счет единого социального налога), уплачиваемого работодателями от фонда оплаты труда;

– денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов и других фондов, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ созданы и функционируют в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (федеральный закон от 31.07.1998 № 145–ФЗ)(Часть II, Глава 17). Главная причина их создания – необходимость определения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней, они находятся в федеральной собственности.

В состав внебюджетных фондов включаются [1]:

– государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);

– территориальные государственные внебюджетные фонды (Территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Таким образом, внебюджетные фонды представляют собой государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождении и воспитании детей, при получении бесплатной медицинской помощи и т.д. Данные финансовые ресурсы находятся в распоряжении центральных или местных органов государственной власти и имеют целевое назначение.

Средства внебюджетных фондов формируются за счет:

– обязательных страховых платежей в размере, установленном для соответствующего фонда (уплачиваемых от фонда оплаты труда);

– добровольных взносов физических и юридических лиц;

– ассигнований из федерального бюджета;

– других доходов, не запрещенных законодательством.

Деятельность внебюджетных фондов реализует права граждан на пенсионное, социальное и медицинское страхование и обеспечение. В связи с чем субъектами обязательного страхования в РФ являются:

– федеральные органы государственной власти;

– страховщик, в лице соответствующего Фонда (Пенсионного Социального страхования, Обязательного медицинского страхования и т.д.);

– страхователи, в лице работодателей, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на добровольной основе);

– застрахованные лица – граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, договору подряда, авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); лица, являющие участниками крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты добровольных страховых взносов на территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; лица, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования на Севере; иные категории граждан.

Проекты бюджетов внебюджетных фондов в РФ составляются органами управления соответствующего фонда, затем передаются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательным органам власти. Бюджеты фондов утверждаются Федеральным Собранием одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов рассматриваются законодательными органами субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

В состав бюджетных фондов государства включаются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета и призван обеспечить выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Средства резервного фонда подлежат обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта (за исключением периода с 01.01.2010 до 01.01.2014, когда обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета осуществляться не будет).

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Данный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ и в отличие от Стабилизационного фонда РФ помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. С 01.01.2010 формирование резервного фонда приостановлено до 2014 гг.

Начиная с 2008 года, нефтегазовые доходы учитывались отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формировались за счет следующих источников[49]:

– налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

– вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

– вывозных таможенных пошлин на газ природный;

– вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Доходы от управления средствами Резервного фонда, начиная с 01.01.2010, не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта [57]:

– в 2008 году – 6,1 %;

– в 2009 году – 5,5 %;

– в 2010 году – 4,5 %;

– начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. До 01.01.2010 данная величина составляла десять процентов прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

С 01.01.2010 до 01.01.2014 действие формирования нормативной величины Резервного фонда приостановлено. Данная величина не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния образован Бюджетным кодексом РФ и призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Данный Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Но с 01.01.2010 до 01.01.2014 обособленный учет отменен.

До 30.09.2010 Фонд национального благосостояния формировался за счет [57]:

– нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

– доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

С 30.09.2010 формирование данного Фонда приостановлено до 01.01.2014.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом Бюджетным кодексом установлено, что средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы, выраженные в иностранной валюте, а именно:

– долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

– долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

– депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

– депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке РФ.

Средства Фонда национального благосостояния помимо представленных выше финансовых активов, могут также размещаться в долговые обязательства и акции юридических лиц, паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Государственный кредит как звено финансовой системы РФ представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими или физическими лицами, при котором государство выполняет функции кредитора, заемщика или гаранта. Все виды заимствований являются срочными и предоставляются на условиях платности (с уплатой процентов за пользование).

Финансы предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики формируют преобладающую часть финансовых ресурсов государственного бюджета за счет уплаты налогов, сборов и обязательных платежей. В зависимости от организационно-правовых форм выделяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные и унитарные предприятия, общественные организации, религиозные организации, объединения предприятий в виде ассоциаций и союзов. Характеристика финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики приводится в учебном пособии далее.

Таким образом, финансовая система РФ представляет собой сложную систему разных звеньев финансовых отношений, которая объединяет государственные (централизованные) финансы и финансы предприятий (децентрализованные) для достижения различных целей и задач государства и субъектов экономики.