2.1. Политика корпоративных слияний и поглощений
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы проведения процедуры слияний и поглощений, целесообразным было бы уделить внимание тому, какое место принадлежит слияниям и поглощениям в процессе проведения реструктуризации предприятия и построения стратегии его развития.
Как же можно определить, что такое слияния и поглощения? В принципе, в специальной литературе подобная деятельность называется одним словом - слияния (mergers), под которой в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна. Однако юридическая наука и бухгалтерский учет требуют дробления данной категории на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом.
В результате слияния несколько компаний объединяются в одну. При этом, как правило, существует одна "приобретающая" компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом. Отличительной чертой сделки слияния компаний является то, что акционеры "приобретаемой" компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового, объединенного акционерного общества.
Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций. Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой объединенной компании.
Здесь необходимо остановиться на том, что под деятельностью по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но также и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. Более подробно об этом будет сказано ниже.
Таким образом, делая краткий итог сказанному выше, можно заметить следующее. Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменению структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации.
Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.
На самом деле любое акционерное общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям. При этом внешние пути развития имеют целый ряд сравнительных преимуществ, которые будут рассмотрены ниже в главе "Мотивации к проведению слияний и поглощений".
На пути к достижению указанных выше целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ. Исходя из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:
Усиление основных направлений своей деятельности;
Диверсификация деятельности;
Отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.
Деятельность по слияниям/поглощениям является одним из основных методов реализации перечисленных стратегий развития фирмы. В частности:
Если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;
Часто компания может осуществлять слияния/поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;
Если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний/поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.
Более наглядно место слияний/поглощений в корпоративной стратегии компании можно проследить, рассматривая различные типы слияний и поглощений.
Российский бизнес уже может предоставить массу примеров как дружественных, так и недружественных слияний. Например, приобретение контрольного пакета акций Братского и Саянского алюминиевых заводов компанией «Trans-World Metals« и активная успешная борьба против этой компании Красноярского алюминиевого завода, объединение российских компьютерных компаний «Белый ветер» и ДВМ (декабрь 1997г.), объединение банка МФК и инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», нефтяных компаний ЮКОС и Сибнефть и др.
Корпоративные слияния и поглощения могут служить реализации целей долгосрочной финансовой стратегии фирм и часто рассматриваются как вариант инвестирования.
Термины «слияние» и «поглощение» (Merger and Acquisition) большинством экономистов используются как взаимозаменяемые, при этом термин «слияние» обычно относится к любому объединению компаний. Это оправдано во всех случаях, если только не противоречит требованиям бухгалтерского учета и юридическим нормам.
Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 57-58), под слиянием понимают прекращение деятельности двух или более предприятий и создание нового предприятия с передачей всех прав и обязанностей.
Существуют различные методы слияния.
В подавляющем большинстве случаев слияний одна фирма (приобретающая компания – обычно крупнейшая из двух) просто принимает решение о покупке другой фирмы (компании-цели), ведет переговоры о цене, а затем приобретает выбранную компанию. Иногда приобретаемая компания выступает инициатором таких действий, например, если фирма находится в затруднительном финансовом положении, если ее менеджеры немолоды или если требуется поддержать (часто капиталом) крупную компанию, тогда такая фирма может попытаться быть приобретенной.
Когда приобретающая компания выявила возможную цель, она устанавливает подходящую цену или диапазон цен, в пределах которого она готова заплатить. Если руководство компании-цели одобряет это слияние, тогда предпринимается попытка совместно выработать подходящие условия для объединения (помимо определения взаимоприемлемой цены сделки,- среди условий слияния выделяют разделение управленческих, кадровых и финансово-экономических функций после слияния). При достижении соглашения обе управленческие группы выпускают для своих акционеров заявление, рекомендующее им одобрить это слияние. После одобрения со стороны акционеров приобретающая компания покупает акции у ее акционеров, платя за них либо своими собственными акциями (в этом случае акционеры компании-цели становятся акционерами приобретающей компании), либо, решает позволить ей осуществлять контроль или приобрести их акции по заранее оговоренной цене. Цена обычно устанавливается на таком уровне, чтобы акции наверняка были проданы.
На практике, как правило, именно враждебные слияния называют поглощениями, которые в своей или какой-то другой отрасли позволяют ликвидировать или контролировать конкурента, получать высокие дивиденды.
Наиболее часто встречающимися вариантами слияния и поглощения компаний являются следующие:
покупка через банкротство. В этом случае покупатель дает потенциальной «жертве» заем (займы), скупает долги, векселя. В определенный момент долги предъявляются к оплате, оплата не производится, кредитор подает на должника в суд, компания-цель становится банкротом, покупатель приобретает имущество на аукционе и, как правило, недорого. Недостатком схемы является ее сложность и продолжительность. Кроме того, схема реально применима только к мелким и средним предприятиям.
покупка через скупку акций. Применима для открытых акционерных обществ. Предпосылками покупки являются возможность скупки вообще, то есть наличие в свободной продаже акций, составляющих покупателю пакет. Кроме того, важную роль играет цена скупки – она не должна быть слишком высокой, иначе приобретение не окупится. Вообще конкретная тактика слияния или поглощения другого предприятия сильно зависит от конкретных условий и чрезвычайно многообразна. Основные варианты скупки – аукцион, покупка крупных пакетов акций у их владельцев и скупка акций у мелких акционеров.
Владельцы предприятий, которые опасаются утери контроля над ними, в свою очередь разрабатывают определенные меры защиты. К ним относятся так называемые оборонительные слияния, т.е. слияния, предназначенные для того, чтобы сделать компанию менее уязвимой для враждебного поглощения. Например, находясь под угрозой поглощения, фирма сама может воспользоваться механизмом слияния, приобрести другую компанию и стать менее доступной для поглощения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Корпоративная экономика и управление в металлургической отрасли
- Содержание
- 1. Развитие интегрированных корпоративных структур в металлургической отрасли 5
- Введение
- 1. Развитие интегрированных корпоративных структур в металлургической отрасли
- 1.1. Институциональное развитие: интегрированные корпоративные структуры
- 1.2. Роль фпг в российской экономике
- 1.3. Организационные формы интеграции
- 1.4. Интеграционные системы отрасли
- 1.5. Преимущества корпораций
- 1.6. Регулирование слияний
- 1.7. Корпоративный контроль как функция управления ибг
- 2. Экономическая оценка корпоративных слияний и поглощений
- 2.1. Политика корпоративных слияний и поглощений
- 2.2. Типы слияний и поглощений.
- 2.3. Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них
- Защитные меры, последующие за поглощением включают в себя ряд актов.
- 2.4. Оценка стоимости объединенной компании
- 2.5. Оценка эффективности слияний и поглощений
- 3. Рынок ценных бумаг металлургических предприятий
- 3.1.Положение на рынке ценных бумаг
- 3.2. Проблемы выхода на рынок
- 3.3. Рынок корпоративных облигаций
- 4. Корпоративные финансы
- Принципы организации корпоративных финансов
- Финансы корпоративных групп в России
- 4.3. Собственный капитал предприятий и корпораций
- 4.4. Финансовые ресурсы и резервы предприятий и корпораций
- 4.5. Распределение прибыли на предприятии
- 4.6. Денежные потоки в корпорации
- 5. Бюджетирование как инструмент в гибком развитии предприятии
- 5.1. Три источника и три составные части бюджетирования на предприятии
- 5.2. Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии
- 5.3. Виды бюджетов
- 5.4. Особенности внутрифирменного планирования на Западе
- 5.5. Бюджетирование как управленческая технология.
- 5.6. Порядок составления и применения бюджетов на предприятии
- 6. Перспективы формирования национальной модели корпоративного управления
- 6.1. Основные модели корпоративного управления
- 6.2. Проблемы формирования отчетности интегрированных корпоративных структур в рф и за рубежом
- 1. Организация финансового планирования и бюджетного контроля
- 1.1. Организация финансового планирования
- 1.2. Бюджетный контроль