Финансы корпоративных групп в России
Одной из важных тенденций реформирования предприятий становится создание и развитие корпоративных форм собственности, и в частности финансово – промышленных групп. ФПГ позволяют создать благоприятные условия для централизованного управления финансовыми ресурсами всех участников. Корпоративные группы (в форме ФПГ) представляют собой такие добровольные объединения предприятий, которые позволяют строить партнерские отношения между государством и частными компаниями; крупным и мелким (средним) бизнесом; предприятиями и регионами в лице исполнительных органов власти с использованием финансовых методов концентрации капитала.
На практике центральная компания, имеющая, как правило, статус "открытого акционерного общества", лишается функций реального управления и контроля за деятельностью группы, так как участник, имеющий в ней больше акций и долю уставного капитала, фактически блокирует невыгодные ему, но отвечающие интересам других участников группы, решения. Роль центральной компании часто сводится к представительским функциям, отвечающим за лоббирование интересов группы в органах исполнительной власти и получение различных льгот. Кроме того, в уставный капитал центральной компании учредители стараются не вносить высоколиквидные активы.
Приведем примерный перечень денежных потоков ФПГ, входящих в состав агропромышленного комплекса (рисунок 2).
1. Центральная компания — основное производство: целевое финансирование, кредиты и займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, денежные средства на оплату машин и оборудования, прочие платежи. Основное производство (товаропроизводители) – центральная компания: выручка от продаж, дивиденды и проценты по займам, оплата приобретенных товаров (работ, услуг), прочие платежи (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами).
Основное производство – покупатели: дивиденды и проценты по займам, прочие платежи. Покупатели – основное производство: денежные средства за реализованную продукцию, инвестиции в эмиссионные ценные бумаги.
Центральная компания – инвестиционные институты: средства на финансовые вложения, доходы (дивиденды, проценты) по финансовым вложениям.
Центральная компания – торговые фирмы: доходы по финансовым вложениям, прочие платежи. Центральная компания – покупатели: ценные бумаги (акции и корпоративные облигации), доходы по ценным бумагам. Покупатели – центральная компания: денежные средства за эмиссионные ценные бумаги.
Центральная компания – сервисные фирмы: целевое финансирование, займы, прочие платежи. Сервисные фирмы – центральная компания: выручка от оказания услуг, проценты по займам, прочие платежи.
Центральная компания – коммерческий банк: финансовые вложения, дивиденды и проценты по кредитам и займам, возврат основной суммы долга, оплата услуг банка и др.
Центральная компания – коммерческий банк: финансовые вложения, дивиденды и проценты по кредитам и займам, возврат основной суммы долга, оплата услуг банка и др.
8. Коммерческий банк – центральная компания: финансовые вложения, кредиты, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, другие перечисления.
Рис.2. Основные направления денежных потоков в ФПГ агропромышленного комплекса.
В качестве еще одной специфической черты финансовых отношений в ФПГ можно отметить возможности увеличения объема инвестиций за счет:
централизации части средств для повышения инвестиционной активности на ключевых направлениях деятельности ФПГ. При этом целесообразно создание в рамках группы единого централизованного фонда инвестиций (например, в размере 5-10% нераспределенной прибыли предприятий и организаций-участников группы);
расширения масштабов коммерческого (небанковского) кредитования участников группы, что позволит более рационально использовать их оборотные активы (за счет различных схем вексельных расчетов);
экономии финансовых ресурсов за счет снижения внешнего по отношению к ФПГ оборота денежных средств (частичной трансформации внешнего оборота во внутренний);
привлечения внешних финансовых источников (бюджетные кредиты, облигационные займы, кредиты иностранных юридических лиц);
оптимизации налоговых платежей в бюджетную систему государства за счет признания группы консолидированным налогоплательщиком.
В рамках ФПГ, кроме мер по стимулированию инвестиций, важно принимать решения, отвечающие финансовой стратегии группы в целом.
В пределах этой финансовой стратегии приоритетное значение имеют:
перераспределение денежных ресурсов между участниками группы через механизм внутригруппового финансирования и кредитования;
приобретение пакетов акций предприятий в перспективных отраслях хозяйства и продажа — в неперспективных;
проведение налогового планирования в рамках всей группы с целью оптимизации косвенных и прямых налогов и сборов;
снижение общих затрат группы, связанных с объединением вспомогательных служб и др.;
разработка концепции внешнеэкономической деятельности, если она осуществляется.
По каждому из этих направлений центральной компанией группы должна разрабатываться отдельная финансовая стратегия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Корпоративная экономика и управление в металлургической отрасли
- Содержание
- 1. Развитие интегрированных корпоративных структур в металлургической отрасли 5
- Введение
- 1. Развитие интегрированных корпоративных структур в металлургической отрасли
- 1.1. Институциональное развитие: интегрированные корпоративные структуры
- 1.2. Роль фпг в российской экономике
- 1.3. Организационные формы интеграции
- 1.4. Интеграционные системы отрасли
- 1.5. Преимущества корпораций
- 1.6. Регулирование слияний
- 1.7. Корпоративный контроль как функция управления ибг
- 2. Экономическая оценка корпоративных слияний и поглощений
- 2.1. Политика корпоративных слияний и поглощений
- 2.2. Типы слияний и поглощений.
- 2.3. Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них
- Защитные меры, последующие за поглощением включают в себя ряд актов.
- 2.4. Оценка стоимости объединенной компании
- 2.5. Оценка эффективности слияний и поглощений
- 3. Рынок ценных бумаг металлургических предприятий
- 3.1.Положение на рынке ценных бумаг
- 3.2. Проблемы выхода на рынок
- 3.3. Рынок корпоративных облигаций
- 4. Корпоративные финансы
- Принципы организации корпоративных финансов
- Финансы корпоративных групп в России
- 4.3. Собственный капитал предприятий и корпораций
- 4.4. Финансовые ресурсы и резервы предприятий и корпораций
- 4.5. Распределение прибыли на предприятии
- 4.6. Денежные потоки в корпорации
- 5. Бюджетирование как инструмент в гибком развитии предприятии
- 5.1. Три источника и три составные части бюджетирования на предприятии
- 5.2. Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии
- 5.3. Виды бюджетов
- 5.4. Особенности внутрифирменного планирования на Западе
- 5.5. Бюджетирование как управленческая технология.
- 5.6. Порядок составления и применения бюджетов на предприятии
- 6. Перспективы формирования национальной модели корпоративного управления
- 6.1. Основные модели корпоративного управления
- 6.2. Проблемы формирования отчетности интегрированных корпоративных структур в рф и за рубежом
- 1. Организация финансового планирования и бюджетного контроля
- 1.1. Организация финансового планирования
- 1.2. Бюджетный контроль