5.3. Виды бюджетов
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия - генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета - суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).
Генеральный бюджет состоит из следующих частей:
финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);
операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);
вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);
дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).
Основные бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Вот почему для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.
Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента в компании), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.
Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет - бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.
Гибкий бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Корпоративная экономика и управление в металлургической отрасли
- Содержание
- 1. Развитие интегрированных корпоративных структур в металлургической отрасли 5
- Введение
- 1. Развитие интегрированных корпоративных структур в металлургической отрасли
- 1.1. Институциональное развитие: интегрированные корпоративные структуры
- 1.2. Роль фпг в российской экономике
- 1.3. Организационные формы интеграции
- 1.4. Интеграционные системы отрасли
- 1.5. Преимущества корпораций
- 1.6. Регулирование слияний
- 1.7. Корпоративный контроль как функция управления ибг
- 2. Экономическая оценка корпоративных слияний и поглощений
- 2.1. Политика корпоративных слияний и поглощений
- 2.2. Типы слияний и поглощений.
- 2.3. Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них
- Защитные меры, последующие за поглощением включают в себя ряд актов.
- 2.4. Оценка стоимости объединенной компании
- 2.5. Оценка эффективности слияний и поглощений
- 3. Рынок ценных бумаг металлургических предприятий
- 3.1.Положение на рынке ценных бумаг
- 3.2. Проблемы выхода на рынок
- 3.3. Рынок корпоративных облигаций
- 4. Корпоративные финансы
- Принципы организации корпоративных финансов
- Финансы корпоративных групп в России
- 4.3. Собственный капитал предприятий и корпораций
- 4.4. Финансовые ресурсы и резервы предприятий и корпораций
- 4.5. Распределение прибыли на предприятии
- 4.6. Денежные потоки в корпорации
- 5. Бюджетирование как инструмент в гибком развитии предприятии
- 5.1. Три источника и три составные части бюджетирования на предприятии
- 5.2. Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии
- 5.3. Виды бюджетов
- 5.4. Особенности внутрифирменного планирования на Западе
- 5.5. Бюджетирование как управленческая технология.
- 5.6. Порядок составления и применения бюджетов на предприятии
- 6. Перспективы формирования национальной модели корпоративного управления
- 6.1. Основные модели корпоративного управления
- 6.2. Проблемы формирования отчетности интегрированных корпоративных структур в рф и за рубежом
- 1. Организация финансового планирования и бюджетного контроля
- 1.1. Организация финансового планирования
- 1.2. Бюджетный контроль