logo
ФА 4 Ю МАКРОЭКОНОМИКА

Характеристика классической (четырехфазовой) и двухфазовой моделей цикла. Особенности структурных кризисов. Антициклическое регулирование.

Четырехфазовая структура цикла, называемая оыбчно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Главным количесвенным параметром цикла выступает изменение таких объемных показателей, как ВВП, ВНП, НД.

I-кризис, II- депрессия, III- оживление, IV- подъем, A- точка первого (предкризисного) максимального подъема производства, B- точка максимального спада производства, C- аналог В, D- точка второго подъема, при котором достигается предкризисный объем производства, E- точка второго макс. подъема производства.

Спад, депрессия стимул-щая фискальная пол-ка гос расходов + налогов бюджетный дефицит. Подъем, инфляция, вызванная избыточным спросом сдерживающая фискальная пол-ка гос расходов + налогов положительное сальдо государственного бюджета.

Структурный кризис распространяется на отдельные сферы структуры нац. экономики., причем его продолжительность не всегда ограничивается временем одного цикла. К структурным обычно относят такие кризисы, как энергетический, сырьевой и т.д. Сложное переплетение форм кризисов создает несомненно дополнительные трудности как для изучения воздействующих на них факторов, так и для поиска выхода из кризисных ситуаций. соединение механизмов саморегулирования и госвмешательства в рынок предполагает как потенциальную, так и реальную возможность выхода из любого кризиса, несмотря на его очевидные негативные последствия.

К антиинфляционной политике можно отнести фискальную политику (сознательное применение расходных и налоговых функций прав-ва для достижения поставленных прав-вом макроэкономических целей).

Антициклическая фискальная пол-ка состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении противоположном тому, куда её толкают силы циклического развития.

В фазе подъёма будет использоваться ограничительная фискальная пол-ка, основанная на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Снижение правительственных расходов уменьшит совокупный спрос. Такого же результата можно добиться при помощи повышения налогов.

При этом антициклическая фискальная пол-ка должна не просто поддерживать достаточный для обеспечения полной занятости уровень совокупного спроса. Она должна делать это так, чтобы не провоцировать инфляцию.

Сущ разл взгляды на проведение такой полит Выд неокейнс и неоконсерват подходы в решении этой проблемы Первый ориентируется на регулирование совок спроса, 2 — на регулирование совок предл. В фазе спада все мероприятия гос-ва направл на стимулирование деловой активности. В области налог политики - снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвест, проведение политики ускоренной амортизации. При этом кейнсиансианцы больше уповают на рост гос расх - стимуляторов накопления. Налог мероприятия дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совок спроса, а в конечном счете — и пр-ва. Сторонники неоконсервативных взглядов уделяют большее внимание налогам, их снижение ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налог-бюдж пол-ку как дополнение к кред-ден политике, цель кот — оживление эк жизни в стране при пом доп кредитов. Проводится пол-ка “дешевых денег”: снижаются % ставки за выданные ссуды, увеличиваются кред рес банков, что ведет к увелич капиталовлож, усилению деловой активности, снижению безраб. Однако в длит перспективе это ведет к усилению инфл тенденций. гос пол-ка направл на стимулирование сов.спроса AD сдвигается вверх, и уровень выпуска достигает уровня соответствующего полной занятости.