logo
ФА 4 Ю МАКРОЭКОНОМИКА

Модель макроэкономического равновесия ad – as. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Модель AD-AS является исходной базовой моделью для анализа общего макроэкономического равновесия. С ее помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и анализировать влияние экономической политики на ситуацию в экономике. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Иначе говоря, экономика находится в равновесии, при таких значениях реального Y и таком P, при которых AD=AS.

Неравновесие в модели AD-AS. Два типа неравновесия – дефицит (избыточный спрос при недостатке предложения, характерно для централизованной экономики), перепроизводство (избыточное предложение при недостаточном спросе, характерно для рыночной экономики). Первая ситуация предпочтительнее для продавцов, вторая – для покупателей.

Совокупное предложение – реальный объём производства при каждом данном уровне цен.

Неценовые факторы: 1. Изменение цен на ресурсы а)Доступность внутренних ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательская способность) б)Цены на импортные ресурсы в) Господство на рынке. 2. Изменение производительности. 3. Изменения правовых норм а)Налоги на бизнес и субсидии б)Государственное регулирование.

Совокупный спрос – желание и возможность агрегированных субъектов приобретать объём товаров и услуг. Состоит из C (потребительский), I (инвестиционный), G (государственный), NX (чистый экспорт)

Ценовые факторы AD. 1. Действие эффекта % ставки (эффект Кейнса). Уровень цен в стране↑, ден. масса=const => ставка процента ↑. Ставка процента=1/(инвестиционный спрос). Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем Y, на который предъявляется спрос. 2. Эффект богатства. Влияние изменения уровня цен в стране на величину реального богатства населения. Реальное богатство↓=> потребительский спрос ↓, общий уровень цен↑. 3. Эффект импортных закупок. Уровень цен↑ => товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Иностранцы же сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания.

Неценовые факторы AD: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др.