§ 1. Понятие финансового контроля
Возникают и осуществляются финансовые правоотношения между органами государственной власти, между финансовыми органами и юридическими лицами, между финансовыми органами и физическими лицами, между финансово-кредитными органами. Одной из сторон является государство, выступающее в лице уполномоченных органов, что определяет неравенство субъектов правоотношений. Объект финансовых правоотношений – наличные деньги, безналичные деньги, денежные обязательства. Права и обязанности сторон в таких правоотношениях устанавливаются нормативными актами, которыми предусматриваются основания их возникновения, изменения и прекращения.
Финансовые правоотношения подразделяются на бюджетные, кредитные, налоговые, по поводу взимания неналоговых сборов, по поводу страхования, обращения национальной и иностранной валюты и т.д.
Финансовый контроль представляет собой контроль за аккумуляцией, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой системы. Финансовый контроль может быть дифференцирован в зависимости от контролирующих органов на государственный контроль, ведомственный контроль и аудит. Финансовый контроль отчасти распространяется и на финансовую деятельность коммерческих и некоммерческих негосударственных предприятий и организаций, а также физических лиц, постольку, поскольку они так или иначе в своей деятельности связаны бюджетными средствами и государственными интересами в сфере финансов.
В странах с рыночной экономикой государственный финансовый контроль – это в первую очередь контроль за выполнением финансовых обязательств перед государством и местным самоуправлением всех субъектов финансовых правоотношений, т.е., в сущности, проверка своевременной и адекватной закону уплаты установленных налогов и сборов. Другая важная сфера финансового контроля – проверка правильности использования предприятиями и организациями переданных в их распоряжение бюджетных средств, субсидий, банковских ссуд. Кроме того, финансовому контролю подлежит соблюдение установленных нормативно-правовыми актами правил осуществления финансовых операций и правил хранения денежных средств. Финансовый контроль призван также выявлять нарушения финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина представляет собой точную реализацию и соблюдение установленных нормативно-правовым актом предписаний по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства, местного самоуправления предприятий и организаций.
Финансовому контролю подлежат не только непосредственно денежные средства, но все ресурсы вообще, постольку, поскольку их использование осуществляется в денежной форме.
Сроки осуществления финансового контроля:
предварительный – осуществляется до начала расходования подконтрольных денежных средств и материальных ценностей. В ходе этого контроля проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые могут стать основанием будущей финансовой деятельности. Это, например, проект бюджета, финансовый план и т.п.;
текущий – осуществляется в ходе проведения денежных операций. Например, в ходе реализации средств, выделенных на капитальное строительство;
последующий – проводится после завершения финансовых операций. Например, после исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета.
Методы финансового контроля
Основной метод – ревизия, т.е. проверка хозяйственно-финансовой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта с целью установления ее законности и целесообразности. На практике осуществляются ревизии нескольких видов:
документальная – проверке подлежат первичные денежные документы (счета, платежные ведомости) наряду с обобщающими материалами (сметы, отчеты);
фактическая – проверяются не только финансовые документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;
полная – означает проверку всей деятельности субъекта;
выборочная – сосредотачивает контроль на конкретных обособленных аспектах финансово-хозяйственной деятельности.
По итогам ревизии составляется акт ревизии, который подписывают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой организации и ее главный бухгалтер. В акте ревизии указываются ее цели, результаты, выявленные факты нарушений, именуются виновные в нарушениях, фиксируются предложения по ликвидации нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. В случае возражений по содержанию и выводам акта ревизии руководитель проверяемой организации и главный бухгалтер приобщают их к акту ревизии. На основе акта ревизии должны приниматься меры к устранению выявленных нарушений, причем контроль за этими действиями возлагается на руководителя организации, назначившего ревизию.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Международный консорциум «Электронный университет»
- Оглавление
- Глава 1.
- § 1. Понятие и задачи финансовой деятельности государства
- § 2. Понятие финансового права и его источники
- Глава 2.
- § 1. Понятие финансового контроля
- § 2. Из истории финансового контроля в России
- § 3. Виды и формы государственного финансового контроля
- § 4. Финансовый мониторинг и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем
- § 5. Аудиторская деятельность
- Глава 3.
- § 1. Понятие бюджета и бюджетного права
- § 2. Бюджетная система рф
- § 3. Бюджетный процесс
- Глава 4.
- § 1. Правовое регулирование государственных доходов
- § 2. Налоговые доходы государства. Основные понятия налогового права
- § 3. Государственная пошлина. Иные платежи. Понятие сбора
- § 4. Нарушения налогового законодательства
- § 5. Государственные расходы
- Глава 5.
- § 1. Общие понятия
- § 2. Внутренний долг
- § 2. Внешний государственный долг
- Глава 6.
- § 1. Основные понятия страхового дела
- § 2. Специфические особенности страхования за счет средств бюджета
- Глава 7.
- § 1. Понятие банковской деятельности
- § 2. Из истории организации банковской деятельности в России
- §3. Банковская система Российской Федерации
- Глава 8.
- § 1. Понятие целевых внебюджетных фондов
- § 2. Пенсионный фонд рф
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- § 4. Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- § 5. Единый социальный налог. История, предназначение, сущностные характеристики и отмена налога
- § 6. Система исчисления и уплаты платежей, обеспечивающих деятельность внебюджетных фондов социального назначения
- Глава 9.
- § 1. Из истории денег и денежного обращения
- § 2. Элементы денежной системы Российской Федерации
- § 3. Денежная реформа как инструмент государственного регулирования
- § 4. Деноминация
- § 5. Правовое регулирование безналичного денежного оборота
- Глава 10.
- § 1. Основные понятия валютного регулирования
- § 2. Органы и агенты валютного контроля. Валютные ограничения
- § 3. Регулирование обязательной продажи доли валютной выручки в рф
- § 4. Репатриация валютной выручки
- § 5. Ответственность за нарушение установленного законом порядка совершения операций с иностранной валютой
- Интернет-ресурсы