§ 4. Нарушения налогового законодательства
Уклонение от уплаты налогов.
Согласно общепринятой концепции это наиболее социально опасный и распространенный вид противоправных действий в налоговой сфере. С юридической точки зрения, уклонение от уплаты налогов представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение закрепленной в 57 статье Конституции обязанности платить налоги.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, уклонение от уплаты налогов «физическим лицом путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное в особо крупном размере1, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет» (ст. 198).
К этой же категории экономических преступлений относится лжепредпринимательство, т.е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и имеющее, наряду с другими противоправными целями, цель освобождения от налогов. Это преступление, в соответствии с 173 статьей Уголовного кодекса РФ, влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет с применением штрафных санкций или без них.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства за уклонение от уплаты налогов» от 04.07.1997 к налоговым преступлениям отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. В санкциях ст.ст. 198 и 199 УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет, т.е. эти преступления отнесены законодательством к преступлениям средней тяжести. Может быть, данное положение себя не оправдывает, во всяком случае, во многих западных странах налоговые преступления отнесены к категории тяжких.
К особенностям статей о налоговых преступлениях относится то, что диспозиция в них бланкетная, т.е. отсылает к налоговому законодательству России, регламентирующему порядок уплаты налогов, а также к подзаконным и ведомственным нормативным актам.
Конструируя уголовно-правовую норму налогового преступления, законодатель в качестве основного действия выделил уклонение от уплаты налогов. Дело в том, что вполне естественное и понятное желание налогоплательщика снизить налоговое бремя может принимать несколько форм. Налоговое планирование заключается в целевом использовании налоговых вычетов и льгот. Налоговое избежание основано на прорехах налогового законодательства, в частности на использовании вычетов и льгот в назначениях, не предусмотренных законами, но и не запрещенных законом. Налоговое уклонение, в свою очередь, непосредственно связано с нарушением закона, поэтому и представляет наибольшую опасность.
Существует, по мнению специалистов, порядка 60-ти видов уклонения от уплаты налогов. Из них, видимо, основными являются следующие категории:
сокрытие выручки или дохода;
использование фондов предприятий;
использование расчетных счетов в банках, неизвестных налоговым органам;
манипуляции с издержками производства;
злоупотребления в личных интересах;
подделка документов;
планомерное учреждение новых структур;
формальное увеличение числа сотрудников;
неправомерное ведение деятельности;
несоблюдение порядка регистрации и хранения денежных средств;
укрытие средств на счетах третьих фирм, на счетах фирм – зарубежных партнеров.
Поскольку уклонение от уплаты налогов определено в УК как преступление, для данного состава преступления наличествует объект.
Родовым объектом данного вида преступлений являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики. При определении видового объекта следует учитывать, что данные составы отнесены к преступлениям в сфере экономической деятельности. Согласно теории экономики, экономическая деятельность составляет экономическую систему общества, под которой понимается совокупность общественных процессов, происходящих на основе действующих в обществе имущественных отношений и организационных форм. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в обществе формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, видовым объектом преступлений, посягающих на экономическую систему, является охраняемая уголовным законом система общественных отношений, складывающихся на основании действующих в обществе имущественных отношений и организационных форм.
При определении непосредственного объекта данных составов необходимо рассмотреть такую важную составляющую экономической системы, как финансы. Под финансами понимаются денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. В упрощенном виде можно сказать, что государственные финансы – это денежные отношения, связанные с использованием и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов для обеспечения деятельности государства.
Согласно статье 198 Уголовного кодекса, налоговое преступление представляет собой уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случае, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах…, совершенное в крупном размере. Оно наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». Далее сказано: «То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет».
Налоговые правонарушения
Согласно Налоговому кодексу налоговым правонарушением признано «виновно совершенное противоправное...деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей...», за которое данной кодификацией установлена ответственность. Деяние считается таковым, если оно заключается в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством, или в нарушении установленных законом запретов и предписаний. Ответственности подлежат организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, причем ответственность за совершение налоговых правонарушений для физических лиц наступает, если деяние, ими совершенное, не содержит признаков состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.
Признаком налогового правонарушения является его виновность, которая признается в случае совершения противоправного деяния умышленно или по неосторожности.
Взыскание налоговой санкции осуществляется путем внесения налоговыми органами иска в суд не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.
В Налоговом кодексе конкретно определены виды налоговых правонарушений и ответственности за их совершение. Среди них обозначены: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (для индивидуальных предпринимателей и организаций-налогоплательщиков); нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; нарушение правил составления декларации; неуплата или неполная уплата сумм налога и т.д. В статьях 16-й главы Кодекса конкретно описаны составы правонарушений и определены конкретные санкции. Разумеется, что Кодекс предусматривает исключительно финансовую ответственность за означенные правонарушения и санкции имеют штрафной характер.
Следует отметить, что многие штрафные санкции выражены в фиксированных денежных суммах. Так, например, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения организацией, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, согласно части 1, статьи 120, влечет за собой взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Аналогично выражены штрафные санкции в статьях 116, 117, 118 (п. 1), 199 (п. 1) и т.д. Следует отметить, что данная система определения размеров штрафных санкций весьма несовершенна. В условиях инфляции предпочтительнее было бы исчислять штрафы в количественных характеристиках, кратных минимальному размеру оплаты труда, как это принято в большинстве законодательных актов, предусматривающих штрафные санкции. Более эффективно исчисление штрафов в процентном соотношении с доходами, сокрытыми от налогообложения. Там, где это возможно, данная методика в Кодексе использована (например, статьи 119 (п. 2), 122).
Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, является совершение означенного деяния лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, причем в таком случае размер штрафа увеличивается на 100 процентов. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений, санкции взыскиваются за каждое из них без поглощения менее строгой санкции более строгой из них.
- Международный консорциум «Электронный университет»
- Оглавление
- Глава 1.
- § 1. Понятие и задачи финансовой деятельности государства
- § 2. Понятие финансового права и его источники
- Глава 2.
- § 1. Понятие финансового контроля
- § 2. Из истории финансового контроля в России
- § 3. Виды и формы государственного финансового контроля
- § 4. Финансовый мониторинг и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем
- § 5. Аудиторская деятельность
- Глава 3.
- § 1. Понятие бюджета и бюджетного права
- § 2. Бюджетная система рф
- § 3. Бюджетный процесс
- Глава 4.
- § 1. Правовое регулирование государственных доходов
- § 2. Налоговые доходы государства. Основные понятия налогового права
- § 3. Государственная пошлина. Иные платежи. Понятие сбора
- § 4. Нарушения налогового законодательства
- § 5. Государственные расходы
- Глава 5.
- § 1. Общие понятия
- § 2. Внутренний долг
- § 2. Внешний государственный долг
- Глава 6.
- § 1. Основные понятия страхового дела
- § 2. Специфические особенности страхования за счет средств бюджета
- Глава 7.
- § 1. Понятие банковской деятельности
- § 2. Из истории организации банковской деятельности в России
- §3. Банковская система Российской Федерации
- Глава 8.
- § 1. Понятие целевых внебюджетных фондов
- § 2. Пенсионный фонд рф
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- § 4. Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- § 5. Единый социальный налог. История, предназначение, сущностные характеристики и отмена налога
- § 6. Система исчисления и уплаты платежей, обеспечивающих деятельность внебюджетных фондов социального назначения
- Глава 9.
- § 1. Из истории денег и денежного обращения
- § 2. Элементы денежной системы Российской Федерации
- § 3. Денежная реформа как инструмент государственного регулирования
- § 4. Деноминация
- § 5. Правовое регулирование безналичного денежного оборота
- Глава 10.
- § 1. Основные понятия валютного регулирования
- § 2. Органы и агенты валютного контроля. Валютные ограничения
- § 3. Регулирование обязательной продажи доли валютной выручки в рф
- § 4. Репатриация валютной выручки
- § 5. Ответственность за нарушение установленного законом порядка совершения операций с иностранной валютой
- Интернет-ресурсы