logo
Finpravo_verstka2012

§ 3. Виды и формы государственного финансового контроля

3.1. Парламентский финансовый контроль

Парламентский контроль на федеральном уровне в соответствии со ст.ст. 104 и 106 Конституции Российской Федерации осуществляется палатами российского парламента в ходе рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Специальным органом парламентского финансового контроля является Счетная палата учреждения в соответствии с пунктом 5 статьи 101 Конституции РФ, где указано: «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату». Федеральный закон «О счетной палате» был принят 18 ноября 1994 года и вступил в силу 11 января 1995 года.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

В компетенцию Председателя Счетной палаты входят следующие функции:

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля в пределах одной четверти от общего числа аудиторов. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановления о назначении аудиторов соответственно принимаются большинством голосов депутатов Государственной думы и Совета Федерации.

Наименование «аудиторы», «аудиториат» применительно к должностным лицам Счетной палаты представляется неадекватным. Аудит по существу представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовой отчетности платежно-расчетной и налоговой документации, которая осуществляется независимыми аудиторами как предпринимательская деятельность. Эта деятельность как таковая в принципе относится к частноправовой сфере, хотя, безусловно, самым непосредственным образом связана с финансово-правовым регулированием. Именно связана, а не является его составной частью. Такая трактовка была отраженна в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» 2001 года, где абсолютно определенно сказано о том, что аудит – предпринимательская деятельность, и, следовательно, аудиторы – независимые предприниматели, а аудиторские фирмы – независимые предпринимательские компании, которые функционируют вполне самостоятельно на основе действующих положений законодательства.

По существу такая же характеристика содержится в ст. 3 действующего Закона «Об аудиторской деятельности» 2009 года. В частности, в ней указанно, что аудиторская организация представляет собой «коммерческую организацию», что, естественно, предполагает осуществление предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли. Совершенно очевидно, что в связи с этим термин аудиториат не может быть использован применительно к государственным служащим.

Счетная палата представляет собой орган государственного парламентского контроля, должностные лица которого являются государственными служащими, чиновниками государства и, следовательно, термин «аудиториат» не должен быть применен в их отношении. В современной официальной российской юридической лексике, таким образом, сложилась парадоксальная ситуация – термином «аудитор» именуются должностные лица Счетной палаты и тем же термином названы независимые предприниматели. Очевидно, что в данном случае имеет место прямое противоречие положений Федерального закона «О Счетной палате» и Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Впрочем, в российской исторической традиции это не первый случай неадекватного использования термина «аудиториат» в законодательстве и официальной терминологии. Так, в первой половине XIX века в Российской империи действовала целая система ведомственных военных судов – военные, морские, горные, лесные аудиториаты и аудиториаты путей сообщения. В качестве особого высшего военного суда функционировал Генерал-аудиториат, а в Военном министерстве существовал аудиторский департамент, ведавший личным составом судебных чиновников. Аудиторами вплоть до 1869 года официально именовались должностные лица, исполнявшие при военных судах функции следователей. Очевидно, что собственно к аудиту все эти учреждения не имели отношения. Возможно, что эта традиция неверного применения термина отозвалась при создании закона о Счетной палате, т.к. собственно независимой финансовой проверки в форме предпринимательской деятельности в истории России вплоть до 1993 года никогда и не было.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. За каждым из 12 аудиторов закреплено одно из следующих направлений деятельности:

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией деятельности палаты, планированием ее работы, совершенствованием методов ревизий и проверок, а также для подготовки и составления отчетов для Совета Федерации и для Государственной думы образуется и функционирует Коллегия Счетной палаты. В состав коллегии входят председатель, заместитель председателя и аудиторы палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и других штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты. По каждому направлению деятельности палаты функционирует несколько инспекций, всего их 45 и таким образом каждый аудитор осуществляет руководство несколькими инспекциями. Аппарат Счетной палаты образуют несколько департаментов: Административный департамент; Департамент внешних связей; Департамент документационного обеспечения; Департамент информатизации; Сводный департамент; Департамент правового обеспечения; Департамент информации; Финансово-хозяйственный департамент.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и организации Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования. Контролю Счетной палаты подлежат также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании, другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации, общественные объединения, негосударственные некоммерческие организации и иные юридические лица вне зависимости от их организационно-правовой формы, если они получают, перечисляют, используют либо управляют федеральной собственностью, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Отказ или уклонение должностных лиц вышеназванных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации может повлечь за собой уголовную ответственность (ст. 287 УК РФ).

Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Хотя Счетная палата облечена правом составлять протоколы об административных правонарушениях, окончательное решение по таким делам принимает судебный орган.

Единственным непосредственным способом воздействия Счетной палаты на деятельность государственных органов и иных юридических лиц в связи с выявленными палатой в ходе контрольно-ревизионных мероприятий нарушениями являются обязательные предписания и представления палаты. Предписания и представления направляются органом государственной власти и управления, руководителям иных организаций коллегией Счетной палаты. Целью предписаний и представлений является устранение выявленных в ходе ревизий и проверок нарушений, возмещение причиненного государству ущерба и привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении норм права. Представление должно быть рассмотрено в течение указанного в нем срока, а если срок не указан, то в течение 20 дней со дня получения.

В принципе, невыполнение обязательного предписания органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль, в соответствии с Кодексом об административных нарушениях, влечет за собой административную ответственность и наложение штрафа, что в полной мере можно отнести и к ситуации с неисполнением предписания Счетной палаты. Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем и его заместителем.

В случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения представлений Коллегия по согласованию с Государственной думой может принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

Задачи Счетной палаты сформулированы в законодательстве следующим образом:

Осуществляя решение данных задач, Счетная палата реализует контрольно-ревизионную и экспертно-аналити­ческую деятельность.

3.2. Финансовый контроль исполнительной власти

Правительство РФ осуществляет финансовый контроль в процессе исполнения бюджета, проведения финансовой, кредитной и денежной политики либо самостоятельно, либо делегируя контрольные полномочия соответствующим органам. В связи с тем, что налоговые поступления должны быть самым важным источником дохода государственного бюджета, особая роль в области финансового контроля принадлежит налоговым органам. Законом РСФСР 21 марта 1991 г. была создана Государственная налоговая служба. Наряду с названным актом правовой основой деятельности службы является Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г., утвердивший Положение «О государственной налоговой службе Российской Федерации».

Главной задачей Госналогслужбы было определено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и своевременностью выплат налогов и обязательных платежей. Государственная налоговая служба функционировала как единая система в составе Федеральной налоговой службы и государственных налоговых структур в национально-государственных и административно-территориальных образованиях – субъектах Российской Федерации, в автономных образованиях, городах и районах по городам.

В декабре 1998 года налоговая служба была преобразована. Указом Президента Российской Федерации от 23.12.1998 было создано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам1. Во исполнение данного указа 27 февраля 1999 г. было принято Постановление Правительства, определявшее, что вновь образованное Министерство «является правопреемником Государственной налоговой службы в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности...».

Министерство являлось федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой налоговой политики, взимание налогов и сборов, контролирующим соблюдение законодательства в налоговой сфере. Вышеозначенные задачи министерство должно было решать в масштабах всего государства и на всех бюджетных уровнях. Постановлением определено особо, что министерство должно осуществлять государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Эта новая функция налоговых органов обозначена в связи с важным изменением политики государства относительно производства и оборота алкоголя.

Доходы от данной отрасли в России традиционно составляли существенную часть бюджета. Так, государственный питейный доход в 1880 году составлял 225,38 миллиона рублей, в 1881 г. – 226,72 миллиона1. Государственные доходы от продажи питей по средним данным за десятилетие 1885–1894 гг. составляли 28,6% от общего количества доходов, это был самый большой доход, следующий за ним таможенный доход составил 14,5%, а налоги по земельный с недвижимых имуществ и подати – только 6,1%. Историк В.В. Похлебкин справедливо утверждал, что «доход от монополии торговли водкой составлял главную статью государственного бюджета…»2. Информация об этом была вполне доступна. В частности публиковалась в энциклопедических изданиях, например в словаре Брокгауза и Ефрона. Впрочем, исследователи финансово-правового регулирования государственных финансов в императорской России отчасти умалчивали или, точнее сказать, не стремились подчеркивать приоритетную роль в бюджете именно питейных доходов. Возможно, в этом случае играли роль политические и идеологические соображения. В советское время данные о масштабах питейных доходов вообще не публиковались.

Создание нового специального федерального органа, в чьи функции входил контроль за производством и оборотом алкогольной продукции, было призвано прежде всего увеличить эффективность налогообложения в данной сфере. Этому должна была способствовать, по представлениям законодателя, и вертикальная организационная структура ведомства. Таким органом стала Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года). Согласно данному акту учрежден новый федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации. В Указе установлено, что Правительству Российской Федерации предписывается «уточнить функции федеральных органов исполнительной власти в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с учетом функций, возложенных на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка настоящим Указом», а кроме того осуществить организационные мероприятия, связанные с учреждением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Представляется необходимым подробно изложить содержание «Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №783 от 16 октября 2000 года ввиду особого значения данного ведомства для финансового регулирования в течение нескольких лет, вплоть до его упразднения Указом Президента Российской Федерации 9 марта 2004 г. Содержание Положения изложено в редакции Постановления от 16 октября 2002 года. Следует отметить, что введение в действие данного постановления определило утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. №1132 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» (СЗ РФ. 1996. №40. Ст. 4658) и Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г., №1149 «Вопросы Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» (СЗ РФ. 1997. №37. Ст. 4305).

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы: управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются – налоговые органы) – составляли единую централизованную систему налоговых органов. В субъектах Российской Федерации были созданы управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции по районам, районам в городах и городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня. В ведении министерства находилось несколько научно-исследовательских учреждений и Всероссийская государственная налоговая академия.

Основные задачи Министерства Российской Федерации по налогам и сборам были определены в законе следующим образом:

1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

3) осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

4) осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется – этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

5) осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с возложенными на него задачами министерство осуществляло следующие функции:

    1. проводило работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывало и утверждало обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливало порядок их заполнения;

    2. осуществляло в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

    3. вело в установленном порядке учет налогоплательщиков;

    4. проводило разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировало налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляло налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняло порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивало налогоплательщиков иной необходимой информацией;

    5. обеспечивало в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

    6. подготавливало в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц;

    7. обобщало практику применения законодательства о налогах и сборах, анализировало отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывало на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

    8. применяло установленные законодательством Российской Федерации санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;

    9. проводило совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

    10. участвовало в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляло реализацию указанных соглашений;

    11. участвовало в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;

    12. осуществляло в установленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13. осуществляло контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    14. обеспечивало в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

    15. осуществляло в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивало контроль за соблюдением условий указанной деятельности;

    16. составляло и вело в установленном порядке Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также вело Государственный реестр организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли;

    17. осуществляло контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    18. осуществляло государственный контроль за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и их использованием, принимало участие в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта;

    19. осуществляло контроль за объемами производства, разлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции;

    20. участвовало в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    21. проводило экспертизу и обследование организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    22. участвовало в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию;

    23. анализировало отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывало мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    24. обеспечивало установку и пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, – контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляло контроль за ремонтом и заменой указанных приборов;

    25. выступало в установленном порядке государственным заказчиком по разработке нормативно-технической документации по вопросам учета и контроля производства, разлива, хранения и оптовой продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    26. представляло в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о выявленных нарушениях;

    27. налагало штрафы на организации и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    28. осуществляло в установленном порядке государственную регистрацию юридических лиц посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    29. вело в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц;

    30. осуществляло в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации юридических лиц;

    31. организовывало в пределах своей компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    32. обеспечивало в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;

    33. осуществляло иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Для осуществления предписанных законом функций министерство реализовывало следующие принадлежащие ему права:

  1. требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;

  2. проводить в установленном порядке налоговые проверки;

  3. производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах;

  5. приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;

  6. обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  7. определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги и сборы;

  8. требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

  9. взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам, сборам и пени;

  10. контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  11. требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

  12. привлекать в установленном порядке для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  13. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  14. представлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на осуществление определенных видов деятельности, приостанавливать в пределах своей компетенции действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции или обращаться в суд с заявлением об аннулировании указанных лицензий;

  15. создавать в установленном порядке налоговые посты;

  16. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

  17. осуществлять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

  18. взаимодействовать с иными органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;

  19. запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;

  20. проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;

  21. получать от руководителей и должностных лиц организаций, независимо от подведомственности и формы собственности производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;

  22. в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, отказывать в государственной регистрации юридических лиц;

  23. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций необходимую информацию;

  24. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации;

  25. проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;

  26. отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения указания территориальным органам;

  27. организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;

  28. осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;

  29. осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом;

  30. осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации 9 марта 2004 г. в связи с преобразованием структуры федеральной государственной власти Министерство по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, причем его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Налоговые органы, как и прежде, имеют право проводить проверки денежных или иных документов, связанных с уплатой налогов и обязательных платежей во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Для осуществления этих задач налоговые органы наделены конкретными прерогативами: им должны предоставлять необходимые справки и объяснения, они могут, при осуществлении своих полномочий, обследовать помещения, находящиеся в распоряжении юридических лиц, имеют право приостанавливать операции проверяемых лиц по банковским счетам. Налоговые органы, кроме того, вправе на основании решений местных исполнительных властей выдавать патенты и регистрационные документы гражданам – индивидуальным предпринимателям.

По выявлении нарушений налоговые органы могут применять финансовые санкции, т.е. взыскать сумму сокрытой прибыли или дохода и наложить штраф в размере той же суммы, налагать административные штрафы в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда, предъявлять в судах общей юрисдикции и арбитражных судах иски о ликвидации предприятия. Последствием подобного иска может быть уголовная ответственность.

Законом РФ от 24 июня 1993 г. были созданы специальные федеральные органы налоговой полиции1. Выполняя правоохранительные функции, они представляли собой элемент системы сил, обеспечивающих экономическую безопасность РФ. Налоговая полиция осуществляла выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений и преступлений, обеспечивала безопасность деятельности налоговых инспекций и их сотрудников, а кроме того, предупреждала, выявляла и пресекала коррупцию (взяточничество) в самих налоговых органах.

Возглавлял систему органов налоговой полиции Департамент налоговой полиции, на правах Государственного комитета РФ. Его директор осуществлял руководство деятельностью департаментов и управлений в национально-государственных образованиях (республиках) и территориальных органов в других субъектах РФ, а также местных органов налоговой полиции. Позднее департамент был переименован.

Органы налоговой полиции прекратили свое существование с 1 июля 2003 года, а их функции были переданы соответствующим подразделениям Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности.

Предназначение Министерства финансов РФ определяет его функции общегосударственного финансового контроля. В связи с чем, в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ от 19 августа 1994 г., в нем были образованы контрольно-ревизионные структуры, осуществлявшие контроль за составлением и реализацией федерального бюджета, составлением и исполнением смет министерств и ведомств, финансированием расходов. Помимо федерального Министерства, функционируют министерства финансов республик, финансовые управления в административно-территориальных субъектах РФ.

Министерство финансов РФ осуществляло и осуществляет общегосударственный финансовый контроль, для чего в нем образованы контрольно-ревизионные структуры, осуществляющие контроль за составлением и реализацией федерального бюджета, составлением и исполнением смет министерств и ведомств, финансированием расходов. Помимо федерального Министерства, функционируют министерства финансов республик и соответствующие им по правовому положению финансовые управления в некоторых административно-территориальных субъектах Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. №242 определяло: «Установить, что Министерство финансов Российской Федерации, являясь консолидирующим звеном финансовой и кредитной системы Российской Федерации, несет ответственность за разработку и практическую реализацию стратегических направлений единой государственной финансовой политики во взаимосвязи с кредитной и денежной политикой, а также за координацию этих направлений в рамках межгосударственных отношений стран-членов Содружества Независимых Государств и за разработку валютно-финансовых аспектов внешнеполитического курса и внешнеэкономических связей России». Основные задачи, поставленные перед Министерством финансов, в тот период были связаны с преодолением кризисной ситуации в стране.

Министерство осуществляло: разработку мер и предложений по финансовому оздоровлению экономики, постепенному преодолению бюджетного дефицита и кредитной экспансии, сдерживанию роста государственного внутреннего долга; координацию работы по обеспечению финансовой поддержки малоимущих слоев населения, лиц с фиксированным доходом в условиях либерализации цен и перехода к рыночным отношениям; разработку предложений по усилению борьбы с инфляцией, стабилизации и повышению покупательной способности рубля, последовательному достижению его конвертируемости, а также координацию деятельности по становлению и нормальному функционированию в стране финансового рынка и рынка ценных бумаг и др.

По мере развития рыночной экономики России роль Министерства финансов в системе органов государственного управления менялась. В Положении о Министерстве финансов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. №984, было определено, что Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, «обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране». Основные задачи Министерства финансов в этот период заключались в следующем:

Указ Президента России от 14 августа 1996 г. №1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1переложил на Министерство финансов России ряд функций и наделил его полномочиями, ранее составлявшими компетенцию других органов государственной власти. Это, в свою очередь, определило необходимость принятия нового Положения «О Министерстве финансов». Положение, утвержденноеПостановлением Правительства от 6 марта 1998 г. №2732, расширило полномочия Министерства финансов. В соответствии с этим положением Министерство финансов «является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти».

Положение определяло основные задачи Министерства таким образом:

В рамках вышеназванных задач Министерство финансов России, как федеральный орган государственной власти, осуществляющий управление финансами страны, выполняло следующие функции, которые можно сгруппировать по следующим областям:

Для эффективного выполнения поставленных задач Министерство финансов России было наделено достаточно широким объемом прав:

В соответствии с Положением о Министерстве финансов России 1998 года имело право:

После принятия Положения о Министерстве финансов 1998 года этот орган исполнительной власти имел следующую структуру.

Департамент бюджетной политики обеспечивал координацию работы в Министерстве по реализации единой государственной финансовой и бюджетной политики.

Основные задачи Департамента бюджетной политики:

Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности. Он выполнял следующие основные задачи:

Департамент налоговой политики выполнял следующие основные задачи:

Департамент межбюджетных отношений – был одним из многопрофильных структурных подразделений Министерства финансов, которое прежде всего обеспечивает проведение единой финансовой и бюджетной политики во взаимоотношениях Министерства финансов с субъектами Российской Федерации, закрытыми административно-территориальными образованиями и наукоградами. К его компетенции относятся также финансовые проблемы развития отраслей жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, поддержки предпринимательства и материального обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Основные задачи Департамента межбюджетных отношений:

Департамент управления государственным внутренним долгом обеспечивал рассмотрение вопросов, связанных с политикой, проводимой на финансовых рынках, в том числе на фондовом рынке, а также подготавливал предложения по вопросам эмиссии государственных ценных бумаг и планирования государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Основные задачи:

Валютно-экономический департамент обеспечивал в объеме своих полномочий проведение единой финансовой, валютной политики в Российской Федерации при решении вопросов, связанных с внешнеэкономической и международной деятельностью, военно-техническим сотрудничеством, а также совершенствованием валютно-финансовых отношений с иностранными государствами и международными организациями.

Основные задачи:

Департамент отраслевого финансирования выполнял следующие основные задачи:

Департамент социальной сферы и науки. В компетенцию Департамента входили:

Департамент финансирования государственного аппарата выполнял следующие основные задачи:

Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов. Основными задачами, поставленными перед Департаментом, являлись:

Департамент бюджетных кредитов и гарантий осуществлял участие в реализации предусмотренных бюджетным законодательством мер государственной финансовой поддержки российских юридических лиц в форме:

Департамент международного сотрудничества и управления внешним долгом. Основными задачами Департамента являлись:

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности обеспечивал методологическое руководство постановкой бухгалтерского учета и отчетности организаций независимо от их организационно-правовой формы (кроме бюджетных и кредитных организаций). В рамках данной функции перед Департаментом были поставлены следующие задачи:

Департамент государственного финансового контроля. Основной функцией Департамента являлось осуществление в пределах его компетенции государственного финансового контроля. Исходя из этого, он обеспечивал:

Департамент организации аудиторской деятельности. Его главной задачей являлось обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с этой задачей Департамент выполнял следующие основные функции:

Департамент валютного контроля выполнял следующие основные задачи:

Департамент страхового надзора совместно с территориальными органами страхового надзора обеспечивал осуществление возложенных на Министерство финансов функций государственного надзора за страховой деятельностью. Основные задачи Департамента:

Департамент управления делами и кадров обеспечивал в центральном аппарате функционирование единой системы организации делопроизводства, документального сопровождения управления и контроля за исполнением поручений, подбор, расстановку и повышение квалификации кадров центрального аппарата, территориальных органов и находящихся в ведении Министерства организаций, а также совершенствование их организационной структуры и штатов. В рамках данной компетенции можно выделить следующие задачи Департамента:

Юридический департамент осуществлял правовую проработку подготавливаемых Министерством финансов и поступающих в Министерство на заключение проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также обеспечивал соответствие действующему законодательству издаваемых Министерством приказов, инструкций и других нормативных правовых актов, в том числе издаваемых совместно или по согласованию с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. Основные задачи:

Департамент финансово-хозяйственного обеспечения и капитального строительства обеспечивал организацию хозяйственно-финансовой деятельности Министерства, финансирование центрального аппарата, территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Министерства, работы по капитальному строительству, ремонтным работам, развитию социальной сферы коллектива центрального аппарата. Отсюда основными задачами Департамента финансово-хозяйственного обеспечения и капитального строительства являются:

Информационно-технический департамент обеспечивал проведение единой технической политики по созданию и развитию информационных, вычислительных и телекоммуникационных систем в центральном аппарате и территориальных органах Министерства финансов. В рамках данной функции перед Департаментом были поставлены следующие задачи:

Основными задачами Управления драгоценных металлов и драгоценных камней были определены:

Основными задачами Управления зарубежных финансовых активов были определены:

Управление по связям с государственными и общественными организациями обеспечивало взаимодействие Министерства финансов с органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями и средствами массовой информации. Цель этой деятельности – достижение согласованности в законотворческой работе, оперативного информирования о предпринимаемых министерством действиях и объективного освещения его деятельности в печати, на радио и телевидении.

Основными задачами Управления по связям с государственными и общественными организациями были определены организационное и информационное обеспечение:

В системе Министерства финансов России действовали территориальные подразделения Федерального казначейства, территориальные контрольно-ревизионные органы, региональные управления по валютному контролю, территориальные органы страхового надзора, а также сеть подведомственных организаций1.

Особое значение в системе Министерства финансов имеет Федеральное казначейство. Оно было создано указом президента РФ 8 декабря 1992 г. По существу, таким образом, была создана единая централизованная система контроля за бюджетными средствами. В соответствии с этим актом Федеральное казначейство состояло из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальных органов в субъектах Российской Федерации, в городах, районах и районов в городах. Начальник Главного управления назначался и освобождался от должности Правительством РФ по представлению министра финансов, руководители территориальных органов в субъектах РФ – министром финансов по представлению начальника Главного управления. Предназначение органов Федерального казначейства – в первую очередь, контроль за поступлением, обоснованным и экономически эффективным использованием средств бюджета. Для реализации этих функций органам казначейства предоставлено право производить у всех юридических лиц, независимо от формы собственности, проверки денежных документов, связанных с зачислением и использованием средств, а также получать от всех кредитных учреждений справки о состоянии счетов их клиентов – юридических лиц.

Главное управление федерального казначейства (ГУФК), с одной стороны, являлось структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов, с другой – возглавляло единую систему органов Федерального казначейства Российской Федерации.

Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. №8641, были определены следующие основные задачи органов Казначейства:

В рамках вышеперечисленных задач, ГУФК осуществляло свою деятельность в следующих направлениях:

Выполняя задачи, стоящие перед казначейской системой, ГУФК готовит проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; осуществляет внедрение и обеспечивает эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства; организует повышение квалификации работников казначейства.

ГУФК взаимодействует с Центральным банком, Министерством по налогам и сборами России и иными центральными органами государственной власти и управления в целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета; реализовало иные функции как руководящий орган казначейской системы.

Федеральное казначейство составляют Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы в субъектах Российской Федерации, в городах, районах и районов в городах. Начальник Главного управления назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов, руководители территориальных органов в субъектах РФ – министром финансов по представлению начальника Главного Управления. Предназначение органов Федерального казначейства – в первую очередь, контроль за поступлением, обоснованным и экономически эффективным использованием средств бюджета. Для реализации этих функций органам Казначейства предоставлено право производить у всех юридических лиц, независимо от формы собственности, проверки денежных документов, связанных с зачислением и использованием средств, а также получать от всех кредитных учреждений справки о состоянии счетов их клиентов – юридических лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ 1 декабря 2004 г. Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу. Данной службе принадлежат следующие основные функции:

В составе казначейства действуют несколько управлений. Очевидно, что важнейшим из них является Операционное управление, в ведении которого находятся: операции по лицевым счетам главных распорядителей средств бюджета; бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемов, а также зарубежные платежи и операции.

Управление бюджетного учета и отчетности осуществляет анализ и методическое объединение в сфере своей компетенции. Кроме того, действуют Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом, Управление совершенствования функциональной деятельности, Управление внутреннего контроля, Администрирование, Финансовое управление режима секретности и безопасности информации, Управление ведомственных программ, Юридическое управление.

Территориальные органы Федерального казначейства. Территориальными органами единой централизованной системы Федерального казначейства являлись управления по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу и отделения по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Органы Казначейства являлись и являются в настоящее время юридическими лицами и имеют самостоятельные сметы расходов. Они несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются руководителю Казначейства – начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов России.

Органы Казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу, городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, аналогичные функции ГУФК, в части организации обслуживания исполнения Федерального бюджета, руководства работой отделений Казначейства, ведения Реестра распорядителей средств Федерального бюджета на соответствующей территории и др.

Органы Казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах выполняют следующие функции: обслуживание исполнения федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; распределение доходов между звеньями бюджетной системы. Они контролируют своевременность операций с названными средствами, осуществляют по представлению государственных налоговых инспекций возврат в федеральный бюджет Российской Федерации излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей; реализуют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительный власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, и жалобы на действия должностных лиц территориальных органов Казначейства; выполняют ряд других функций в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе» и по поручению вышестоящих органов Казначейства.

Руководители органов Казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Казначейства – начальника Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов России. Руководители органов Казначейства по городам, районам и районам в городах назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов Казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу.

Структура и штатные расписания ГУФК Министерства финансов России, органов Казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу, районам, городам (за исключением городов районного подчинения и районов в городах) утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда.

Территориальные контрольные органы – ими являлись и являются Контрольно-ревизионные управления (КРУ) Министерства финансов России в субъектах Российской Федерации. Действуют КРУ на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» от 6 августа 1998 г. №888, создаются по решению Министерства. Руководит деятельностью территориальных органов Департамент государственного финансового контроля.

В настоящее время КРУ Министерства финансов России имеются в большинстве субъектов Российской Федерации, их нет только в нескольких территориально небольших республиках и автономных округах.

Основная задача КРУ Министерства финансов России – осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта или региона Российской Федерации. КРУ взаимодействуют с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

В соответствии со своими задачами КРУ выполняют следующие основные функции:

КРУ наделены необходимыми для проведения ревизий и проверок правами: они могут запрашивать и проверять нужные для ревизии документы и данные как в ревизуемой организации, так и в различных органах власти и других организациях, получать соответствующие письменные объяснения, проверять фактическое наличие и правильность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей, требовать в необходимых случаях от руководителей проверяемых организаций проведения инвентаризаций, ставить перед правоохранительными органами вопрос об изъятии документов, подтверждающих факты хищения, злоупотреблений или порчи имущества.

В процессе ревизий и проверок КРУ совместно с руководителями организаций принимают меры по устранению выявленных нарушений, вносят предложения об ограничении и прекращении финансирования, взыскании средств, использованных не по целевому назначению, привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях.

Возглавляет КРУ Министерства финансов России в субъекте Федерации руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министерством финансов Российской Федерации. Он работает на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на КРУ задач и функций.

Структурно КРУ состоит из нескольких отделов, основными из которых являются Организационный отдел, Отдел бюджетного контроля, Отдел по взаимодействию с правоохранительными органами. Имеются также подразделения по городам и районам данного субъекта Федерации.

Для осуществления валютного контроля приказом Министерства финансов в конце 2000 г. образованы региональные управления по валютному контролю. Они в соответствии с возложенными на них задачами участвуют в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области валютного контроля и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в разработке и реализации мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

В связи с образованием в 2000 г. федеральных округов, было принято постановление Правительства Российской Федерации о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации. Руководителям федеральных органов исполнительной власти было, в частности, предложено осуществить при необходимости перемещение территориальных органов, согласовывая их местоположение со схемой размещения полномочных представителей. Коллегия Министерства финансов России в апреле 2000 г. принимает решение о реорганизации территориальных органов страхового надзора, приводя их в соответствие с федеральными округами. На основании указанного решения подготавливается новая схема территориальных органов, состоящая из семи федеральных окружных инспекций страхового надзора и трех отделений окружных инспекций.

В Российской Федерации функционировали подведомственные Министерства финансов, организации и учреждения специального назначения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. №1378, при Министерстве финансов России было создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации №1941 от 11 декабря 1996 г. утвердил Положение о Государственном учреждении по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов России.

Основные задачи Гохрана России:

Являясь активным участником мирового рынка драгоценных камней, Гохран России оказывает существенное влияние на формирование ценовой политики алмазно-брилли­антового комплекса.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. №371 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней», в настоящее время Гохран России обеспечивает выполнение новых для него функций государственного контроля. Эксперты-геммологи Гохрана принимают непосредственное участие в работе специализированных таможенных постов, осуществляющих в соответствии с решениями Президента Российской Федерации таможенное оформление драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Государственное унитарное предприятие – внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт» (ГУПВО). Как подведомственная организация оно был образовано в результате реорганизации Всесоюзного хозрасчетного внешнеэкономического объединения «Алмазювелирэкспорт» в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. №2079-р и вначале называлось Государственным предприятием – Внешнеэкономическим объединением «Алмазювелирэкспорт». После вступления в силу 1 января 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации Объединение является государственным унитарным предприятием (основание – Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. №83).

Имущество ГУПВО «Алмазювелирэкспорт» является государственной собственностью Российской Федерации и закреплено за Объединением на праве хозяйственного ведения по договору с Мингосимущества России от 13 ноября 1996 г. №01-12/1995. ГУПВО «Алмазювелирэкспорт» имеет уставный капитал в размере 5 млрд руб.

Предмет деятельности ГУПВО «Алмазювелирэкспорт» в соответствии с Уставом – осуществление операций по экспорту и импорту алмазов, бриллиантов, металлов платиновой группы и промышленных изделий из них, золота, серебра, ювелирных изделий, изделий золотых и серебряных дел мастеров, изделий из природного и культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней, прочих изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, включая часы, а также импорт оборудования, приборов, инструментов, товаров народного потребления; осуществление посреднических, консультационных, информационных и иных услуг.

Экспортные операции с драгоценными камнями и драгоценными металлами во исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации имеют гриф «Секретно», в силу чего деятельность Объединения носит закрытый характер.

Большую долю работы Объединения составляет производственная деятельность (сортировка, оценка, комплектация).

Основой коммерческой деятельности остается экспорт оптовых партий алмазов, бриллиантов, металлов платиновой группы и ювелирных изделий. Объединение «Алмазювелирэкспорт» в настоящее время инвестирует значительные средства в создание новых промышленных компаний на территории России, разработку сырьевой базы для гранильного и ювелирного производства. ГУПВО «Алмазювелирэкспорт» обязано осуществлять работы по совершенствованию страховой, транспортно-экспедиторской и банковской инфраструктур, по организации сбытовой сети (ювелирных магазинов) – открытие ювелирных магазинов. Таким образом, функционирует единый функциональный комплекс ГУПВО «Алмазювелирэкспорт». Его задача – создание завершенного производственного торгового цикла, начиная с добычи и обработки драгоценных камней и драгоценных металлов и заканчивая производством и реализацией готовых изделий.

Объединение «Гознак». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об Объединении государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков» от 21 декабря 1993 г. №2231 было установлено, что Объединение «Гознак» сохраняет особую систему управления, является юридическим лицом с правом осуществления хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.

Объединение «Гознак» является комплексом государственных предприятий, непосредственно подчиняющихся Министерству финансов России. В состав Объединения Указом Президента Российской Федерации были включены Московская печатная фабрика Гознака, Пермская печатная фабрика Гознака, Московская типография Гознака, Ряжская печатная фабрика Гознака, Ленинградская (Санкт-Петербургская) бумажная фабрика Гознака, Краснокамская бумажная фабрика Гознака, Московский монетный двор Гознака, Ленинградский (Санкт-Петербургский) монетный двор Гознака, Научно-исследовательский институт Гознака в Москве.

В развитие Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации 5 января 1995 г. приняло Постановление «Вопросы Объединения государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков – Объединения «Гознак» Министерства финансов Российской Федерации».

Постановлением было установлено, что утверждение уставов Объединения «Гознак» и входящих в него предприятий и организаций, заключение, изменение и расторжение контрактов с генеральным директором Объединения и директорами предприятий и организаций Объединения «Гознак», осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. Генеральный директор Объединения «Гознак» по должности должен входить в состав Коллегии Министерства финансов России. Благодаря принятию этих документов было обеспечено единство системы Гознака.

Основной задачей Объединения является разработка и изготовление чеканной и печатной продукции по заказу федеральных государственных учреждений и правительственных организаций, например, билетов Банка России, монет, сберегательных книжек, облигаций, аттестатов об образовании, государственных наград, акцизных специальных марок на алкогольную и табачную продукцию и других документов. Одновременно предприятия Объединения выполняют заказы правительственных организаций, а также изготавливают продукцию для частных предприятий и организаций – акций банков и предприятий, сертификатов и т.п.

Дирекция Объединения «Гознак» определяет объемы производственной программы предприятий и организаций, входящих в Объединение, размещает заказы на изготовление бумажных денежных знаков и монет, государственных ценных бумаг, планирует закупку прогрессивных отечественных и зарубежных технологий, организует работу предприятий в области капитального строительства, обеспечивает единство ценовой политики, контролирует выполнение заданий государственных органов, координирует внешнеэкономическую деятельность предприятий Объединения, осуществляет меры по сохранности секретных сведений и изделий строгой отчетности. Объединение «Гознак» обеспечивает изготовление продукции с достаточно высокой степенью защиты от фальсификаций и подделок.

Объединение «Гознак» поддерживает партнерские отношения с производителями банкнотной продукции и монет в Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции и осуществляет изготовление для иностранных заказчиков бумажных денег и монет, почтовых марок, банкнотной и других видов бумаги.

В системе Министерства финансов России действуют органы, осуществляющие пробирный надзор. Пробирное дело весьма специфическая функция государственного управления связанная с установлением точного соотношения между количеством чистого драгоценного металла и общим количеством сплава, из которого состоит изделие. Собственно «проба» представляет собой данные о соотношении чистого веса драгоценного металла и общего веса изделия. Юридический аспект пробирного дела заключается в том, что по установлении пробы металла специальными государственными органами строго формальным образом осуществляется фиксация пробы сплава и соответствующий знак в обязательном порядке проставляется изготовителем на изделии.

Из истории пробирного надзора в России

Первые сведения об осуществлении пробирного надзора относятся к XVII в., когда в Москве действовала специальная система государственного контроля за торговлей изделиями из золота и серебра. Такая торговля официально была разрешена только в особом серебряном ряду, под надзором двух выборных должностных лиц – старост, наблюдавших за мерами веса, которые использовались при осуществлении сделок, качеством металла и наличием клейм на изделиях. В свою очередь, старост контролировали государственные чиновники – дьяки Приказа1золотых и серебряных дел, который существовал в 1656–1700 гг. Очевидно, что и организация и технологии пробирного дела были весьма далеки от совершенства.

Специальным указом Петра I 13 февраля 1700 года пробирный надзор был реорганизован. Было учреждено по четыре пробы для золота и для серебра. Каждая из них соответствовала определенному качеству сплава. В 1707 году московский серебряный ряд был подчинен Приказу воинских морских дел, а в 1711 году управление пробирным надзором было передано Правительствующему Сенату. Более или менее регулярная организация пробирного надзора была введена с учреждением специальных пробирных палаток в Москве и Петербурге в 1730-х годах, однако при этом не была решена проблема пробирного надзора в провинциях. В начале XIX столетия пробирные палатки учреждаются в Риге, Киеве, Екатеринбурге, Семипалатинске, Одессе, Саратове. В 1840 году специальным императорским Указом было утверждено «Положение о пробирных палатках для испытания и клеймения золота и серебра в слитках и изделиях». Этот акт определял учреждение пробирных палаток в городах, где производятся золотые и серебряные изделия, и осуществляется торговля ими. В 1861 году был утвержден Пробирный устав. Система органов пробирного надзора состояла из Санкт-Петербургской и Московской пробирных палаток, пробирных учреждений при губернских Казенных палатах и пробирных учреждений при Уездных казначействах. Все эти учреждения находились в ведении Департамента горных и соляных дел Министерства финансов. В 1873 году в связи с реорганизацией департамента пробирный надзор был подчинен Департаменту государственного казначейства того же Министерства.

Новый Пробирный устав был принят в 1896 году и содержал детальное описание порядка испытаний и клеймения слитков драгоценных металлов и изделий из золота и серебра. Было установлено 5 проб для золота и 4 – для серебра. Изменилось наименование органов пробирного надзора, вместо пробирных палаток были созданы окружные пробирные управления. В начале 1910-х годов они действовали в С.–Петербурге, Москве, Вильно, Варшаве, Киеве, Риге, Херсоне и Костроме. Кроме того три управления функционировали в Закавказье1.

После октябрьской революции 1917 года в связи с резким сокращением ювелирного производства и изготовления металлов все пробирные учреждения, кроме Московского, Петербургского и Костромского управлений2, были упразднены. Пробирный надзор в первые годы советской власти был последовательно подчинен сначала Государственному банку, затем Высшему совету народного хозяйства, а с 1922 года Народному комиссариату финансов. В 1925 году было утверждено Положение о пробирном надзоре, которым введены пробы на платиновые изделия и сокращено до трех количество проб золота и серебра. В 1940-е годы функции пробирного надзора были расширены: помимо контроля за деятельностью аффинажных предприятий, предприятий, изготавливавших ювелирные изделия и их ремонтировавших, на эти учреждения возлагалась обязанность осуществлять надзор за всеми промышленными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями, которые перерабатывали и применяли драгоценные металлы. Эти функции и правовой статус органы пробирного надзора сохраняли на протяжении последующих десятилетий существования Союза ССР. В советское время с 1958 года знак государственного пробирного клейма представлял собой изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды. После ликвидации СССР был утвержден новый знак удостоверения российских государственных пробирных клейм, с 1994 года в Российской Федерации он представляет собой женскую голову в кокошнике в профиль, повернутою вправо. Государственное пробирное клеймо – это знак, который наносится на изделие электроискровым способом с помощью лазера.

Российская государственная пробирная палата. Правительство России Постановлением от 2 февраля 1998 г. №106 создало Российскую государственную пробирную палату как федеральное учреждение при Министерстве финансов России, передав ей функции пробирного надзора и контроля.

В настоящее время Палате подчинены 16 территориальных государственных инспекций пробирного надзора (ГИПН) и 5 филиалов, осуществляющих функции государственного пробирного надзора на территории соответствующих районов деятельности.

Задача Палаты – защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от нечестной конкуренции, защита государственных интересов путем контроля деятельности предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, изготавливающих ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляющих их ремонт и обеспечивающих их обращение (торговля, скупка, залоговая деятельность), экспозицию и транспортировку.

Палата обеспечивает организационное и методическое единство деятельности территориальных ГИПН, снабжает их современными аналитическими и другими приборами, специальным оборудованием, государственными пробирными клеймами и эталонными сплавами драгоценных металлов.

Для выполнения своей задачи Палата осуществляет пробирный надзор, включающий опробование, анализ и клеймение Государственным пробирным клеймом Российской Федерации ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из сплавов драгоценных металлов, как внутреннего производства, так и ввозимых из-за границы для продажи; проведение экспертизы оттисков пробирных клейм, экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, арбитражных и контрольных анализов; экспертиз музейных и архивных ценностей, сертификацию ограненных драгоценных камней.

Палата осуществляет также государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов, т.е. постоянный контроль в организациях, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 1999 г. №64 «Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней»1, и периодический контроль во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, независимо от организационно-правовых форм, в том числе в воинских частях и формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Непосредственно пробирный надзор осуществляется территориальными государственными инспекциями. Аппарат госинспекций, осуществляющий пробирный надзор, экспертизу музейных и архивных ценностей, постоянный и периодический контроль за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации, в настоящее время насчитывает более 700 человек, в том числе 430 человек производственного персонала и 230 сотрудников аппарата управления, имеющих высшее, среднее техническое и среднее образование.

В государственных инспекциях пробирного надзора имеются производственные участки по опробованию, механическому, электроискровому и лазерному клеймению изделий, химические лаборатории, подразделения музейных экспертов и контрольного аппарата.

Современная организация Министерства финансов

Постановлением Правительства РФ №329 от 30 июня 2004 г., принятым во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», действующим в редакции Постановлений Правительства РФ от 02.12.2004 №703 и от 27.02.2005 №336, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (принятое в 1998 г.) было отменено и вступило в силу новое Положение о Министерстве финансов. Согласно этому акту Министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Указам Президента РФ №1062 от 10.09.2005 были установлены полномочия Министерства. Согласно этому акту Министерство вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

Министерство осуществляем предоставление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета. На министерство возложено предоставление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.

Кроме того, к полномочиям Министерства финансов относятся:

В целях реализации своих полномочий Министерство финансов наделено определенными правами, в частности, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам; учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности; учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб.

Положение о Министерстве финансов содержит описание организации деятельности этого органа. Им установлена следующая конструкция данного ведомства. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр на основе единоначалия выполняет следующие функции:

Министр финансов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

У министра есть заместители, назначаемые на должность и освобождаемые от нее Правительством РФ. Количество заместителей определяется Правительством РФ, в настоящее время их четверо, причем один из них – в ранге статс-секретаря.

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В составе департаментов функционируют отделы. В настоящее время действуют 13 департаментов: Административный департамент; Департамент управления делами и контроля; Департамент бюджетной политики; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системе, государственной и муниципальной службы Министерства финансов Российской Федерации; Департамент межбюджетных отношений; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент финансовой политики; Правовой департамент.

Кроме того, в составе Министерства функционирует шесть федеральных служб: Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора; Федеральное казначейство; Финансовая служба по регулированию алкогольного рынка.

Наиболее сложные задачи, связанные с финансовым контролем, выполняют Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.

Другие вышеназванные федеральные службы фактически являются правопреемниками деятельности соответствующих подразделений Министерства финансов до преобразований, связанных с указом Президента 9 марта 2004 г., а Федеральная служба по налогам и сборам – правопреемник упраздненного Министерства по налогам и сборам.

3.3. Ведомственный финансовый контроль

Этот вид контроля осуществляется ревизионными органами министерств и ведомств за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций. Ежегодно министерства и ведомства представляют Правительству РФ доклады о контрольно-ревизионной работе. Важным элементом ведомственного контроля является контроль, осуществляющийся на конкретных предприятиях и организациях их руководителями и главными бухгалтерами.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4