logo
Finpravo_verstka2012

§ 3. Фонд социального страхования Российской Федерации

Официальной датой образования системы государственного социального страхования в России следует считать 2 июня 1903 года, когда в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Первое в советское время положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году, оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, травмой, беременностью и родами. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 году государственное социальное страхование получило единый бюджет. С 1931 г. за счет средств социального страхования осуществлялось финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях – санаториях, пансионатах, домах отдыха, а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

На основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600/3-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» 1 января 1991 г. был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. При этом управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ).

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования, и обеспечивает компенсацию потери трудового дохода, вызванную рисками временной нетрудоспособности работников. Государственное социальное страхование является обязательным и распространяется преимущественно на работников наемного труда и членов их семей. Выплаты из средств Фонда социального страхования производятся только в том случае, если право на их получение наступило в период работы застрахованного лица. Исключения составляют лишь частные случаи.

В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101.

Данный нормативно-правовой акт регламентирует организацию и функционирование Фонда социального страхования.

Управление государственным социальным страхованием на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 года было передано от профсоюзов Правительству Российской Федерации, Постановлением которого от 12 февраля 1994 года утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.

В структуру Фонда социального страхования Российской Федерации входят региональные отделения всех субъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, а также филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда.

Средства Фонда социального страхования не входят в состав бюджетов различных уровней. Денежные средства и находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования имущество, в том числе имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. Средства Фонда социального страхования используются только на целевое финансирование уставной деятельности Фонда. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

На осуществление государственного социального страхования Фонд социального страхования получал средства в части Единого социального налога. На страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний – в виде отдельных страховых взносов, непосредственно уплачиваемых в фонд работодателями1. В 1998 г. был принят Федеральный закон, устанавливающий правовые основы организации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон вступил в силу только с 1 января 2000 г. Этот наиважнейший и самый традиционный вид социального страхования Россия ввела одной из последних среди развитых стран мира.

Также к источникам формирования средств Фонда социального страхования, в соответствии с Положением о Фонде, относятся:

Фонд социального страхования всегда отличался от других социальных фондов тем, что его средствами в пределах законодательно установленных норм непосредственно могут распоряжаться сами страхователи. Все пособия, компенсации и путевки относятся страхователями в счет начисленных взносов. Остаток начисленных взносов за минусом произведенных расходов перечисляется ежемесячно на счета Фонда социального страхования. Если у страхователей не будет хватать средств взносов, начисленных по новому тарифу, могут возникнуть реальные сложности и с выплатой пособий, и, особенно, с приобретением для работников путевок на лечение и отдых.

Задачей Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение работающих граждан гарантированными пособиями по государственному социальному страхованию и оплата за счет средств Фонда путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, в том числе:

Бюджет Фонда на соответствующий год может предусматривать и другие направления расходования. Порядок расходования таких средств должен быть установлен нормативными документами.

К задачам Фонда социального страхования также относятся:

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования на всех уровнях Фондом социального страхования создается резерв. Порядок формирования и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования:

Структура Фонда

Согласно Положению, для обеспечения деятельности Фонда социального страхования создается центральный аппарат, а при региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда социального страхования.

Коллегиальным органом управления Фонда социального страхования является Правление Фонда. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

В состав Правления Фонда социального страхования входят 30 человек: помимо лиц, входящих в него по должности, это также представители федеральных органов законодательной, исполнительной власти и общественных объединений.

Руководство деятельностью Фонда социального страхования осуществляется Председателем и заместителями председателя, которые назначаются на должность Правительством РФ. Председатель Фонда социального страхования является Председателем Правления Фонда. У него пять заместителей, в том числе один первый.

Председатель Фонда социального страхования руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Основными из них являются:

Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда – в отдельных отраслях хозяйства в порядке, установленном Положением о Фонде социального страхования. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда социального страхования осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за свою работу.

Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами управления, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию. Управляющий региональным отделением Фонда является Председателем Координационного совета.

Координационные советы региональных и отраслевых органов Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда социального страхования осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда социального страхования осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Проанализировав практику деятельности Фонда социального страхования, можно сделать вывод, что, в целом, Фонд функционирует эффективно.