§ 1. Основные понятия страхового дела
В Законе Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «О страховании» данное понятие сформулировано следующим образом: «страхование – это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов»1.
Страхование представляет собой одновременно и экономическую, и правовую категорию. В литературе можно встретить указание на то, что страхование регулируется нормами гражданского права2. Такое утверждение не совсем верно.Нормы гражданского права регулируют возникновение страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, условия договора страхования, форму договора, условия освобождения страховщика от обязанностей по страховому обязательству. В то же время нормы финансового права регулируют функционирование обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета. Сказанное определяет тот факт, что страхование регулируется нормами двух отраслей права и, соответственно, является предметом изучения двух научных правовых дисциплин и предметом двух учебных курсов. Экономическая категория «страхование» – специфический объект экономической науки. В настоящем разделе рассматриваются те стороны правоотношений по поводу страхования, которые регулируются финансовым правом.
Правовую базу регулирования страхования образует комплекс нормативно-правовых актов. Конституция Российской Федерации определяет, что гражданам гарантируется государственное социальное страхование, а негосударственное добровольное страхование – поощряется (ст. 36). Во второй части Гражданского кодекса правовому регулированию страхования посвящена целая глава (ст.ст. 927–970). При этом некоторые из статей кодекса имеют принципиальный, определяющий характер для соответствующих норм финансового права. В частности, это ст. 927, которая гласит: «В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров» в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом. Прямо запрещено кодексом страхование убытков от участия в лотереях, играх и пари, страхование противоправных интересов, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928).
Важное значение для развития правового регулирования страхования имели Федеральные законы «О страховании» от 27 ноября 1992 года и «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года, а также Указы Президента Российской Федерации «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 года (в редакции от 6 апреля 1994 года) и «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 года1. Кроме того, правовое регулирование страхования осуществляется постановлениями Правительства РФ, инструкциями Министерства финансов и другими подзаконными актами.
Государственное регулирование в сфере страхования осуществляют специальные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике проводит мероприятия по предупреждению и предотвращению монополистических тенденций на страховом рынке. В 1992 году Указом Президента «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» был создан специальный контрольный орган – Государственный страховой надзор. В августе 1996 года существование такого самостоятельного учреждения было признано нецелесообразным и Росстрахнадзор был упразднен, причем функции его переданы Министерству финансов РФ. Департамент страхового надзора, образованный в Министерстве, осуществляет выдачу лицензий на ведение страховой деятельности, контролирует обоснованность страховых тарифов и обеспеченность платежеспособности страховщиков, ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и страховых брокеров. Департамент получает от страховщиков установленную отчетность, проводит проверки соблюдения ими страхового законодательства и соответствия отчетности фактическому состоянию дел. В тех случаях, когда предписания Департамента об устранении выявленных нарушений страховщиками не исполняются, их лицензии могут быть приостановлены или ограничены. Министерству финансов принадлежит право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, нарушающих положения нормативно-правовых актов, регулирующих страховое дело.
Страховые отношения возникают между страховщиками и страхователями. Законодательство содержит точное определение этих субъектов правоотношений. Страховщиком является субъект, берущий на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Так, установлено, что страховщиком могут быть государственные и негосударственные юридические лица (компании), имеющие соответствующую лицензию, дающую им право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации. При этом деятельность страховых компании имеет предпринимательский характер, т.е. ставит своей целью извлечение прибыли.
Страхователями являются юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить договор о страховании третьих лиц в пользу последних, которые и являются застрахованными. Предметом страхования не могут быть непосредственно производственная, торгово-производственная и банковская деятельность. Для страховой защиты имущественных интересов предприниматели – юридические и физические лица – имеют право создавать общества взаимного страхования.
Согласно законодательству, объектами страхования являются законные имущественные интересы, которые связаны, во-первых, с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением; во-вторых, с владением, пользованием и распоряжением имущества; в-третьих, с возмещением страхователям причиненного ими вреда личности или имуществу физических лиц и вреда, причиненного ими юридическому лицу. Эта отрасль страхования именуется страхованием ответственности1.
Кроме того, существует страхование предпринимательских рисков. Согласно ст. 933 Гражданского кодекса РФ, договор страхования предпринимательского риска может иметь в качестве объекта только предпринимательский риск самого страхователя и только в его пользу.
Страховое законодательство признает правомерными различные формы взаимодействия страховщиков.
Сострахование. Этот термин обозначает ситуацию, когда объект страхования застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками, причем в этом договоре отражены условия, определяющие права и обязанности каждого из состраховщиков.
Перестрахование. Этот термин означает, что риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, застрахован им полностью или частично у другого страховщика по заключенному с ним договору перестрахования (ГК, ст. 967). По этому договору страховщик, его заключивший, считается страхователем. При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому основному (условно – первому) договору. Допускается законом заключение последовательно двух или нескольких договоров перестрахования.
Страховое законодательство санкционирует создание объединений страховщиков с целью защиты интересов своих членов, координации страховой деятельности и осуществления совместных рекламных программ. Союзы и ассоциации страховщиков при этом не имеют права заниматься страховой деятельностью. Совсем иное предназначение имеют страховые пулы (соглашения) (от англ. рооl – общий котел). Страховой пул представляет объединение страховщиков, созданное с целью обеспечить финансовую стабильность страховых операций. Эта цель достигается благодаря солидарной ответственности участников за исполнением обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Это объединение (соглашение) не является юридическим лицом и может иметь как определенный срок действия, так и быть бессрочным.
Нормы финансового права определяют принципиальные критерии легальной, основанной на законе страховой деятельности. Денежный оборот страховых организаций состоит из двух потоков: обращение средств, которые обеспечивают страховую защиту, и обращение средств, обеспечивающих организацию страхового бизнеса. При обращении средств, обеспечивающих страховую защиту, на первом этапе формируется страховой фонд (страховые резервы). На втором этапе для получения прибыли часть страховых резервов вкладывается в какое-либо дело, в предприятие например, т.е. инвестируется. Закон в целях обеспечения стабильности страхования определяет, что страховщики обязаны иметь оплаченный уставный капитал, страховые резервы и иметь гарантию перестрахования1.
Страховые резервы разделяются на две категории:
резервы по страхованию жизни;
резервы по иным видам страхования.
К первой категории относятся резервы по страхованию на случай смерти застрахованного, на дожитие застрахованного до срока, установленного договором страхования, или до определенного возраста, также определенного договором.
Вложение средств страховых резервов регулируется финансово-правовыми нормами.
Инвестирование должно осуществляться с соблюдением нескольких принципов:
диверсификации (от лат. diversus – разный и facere – делать), т.е. распределения инвестируемых средств между разными объектами вложения с целью снижения риска потерь;
возвратности;
прибыльности;
ликвидности, т.е. возможности быстрой реализации инвестированных активов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости осуществления страховых выплат.
Запрещено использование страховых резервов для заключения кредитных договоров с физическими и юридическими лицами, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством, использование резервов для приобретения акций и паев товарных бирж для вложения в отдельные виды ценных бумаг и в интеллектуальную собственность, для осуществления торгово-посреднической и банковской деятельности. Страховые резервы не могут также стать предметом залога, не могут быть использованы для уплаты налогов и оплаты штрафных санкций. Не менее 80% страховых резервов должны быть инвестированы на территории Российской Федерации. Установлены Правилами приоритетные объекты инвестирования. Так, не менее 20% средств резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни, и не менее 10% по иным видам страхования должны быть вложены в государственные ценные бумаги. Установлено также, что квота использования средств страховых компаний на ссуды страхователям по договорам долгосрочного страхования жизни не должна превышать 40%. Не менее 3% средств должно быть зачислено на расчетный счет в банке для осуществления текущих выплат страховых сумм по проводимым видам страхования. Впрочем, действующее законодательство предусматривает возможность размещения средств страховых резервов по усмотрению страховых организаций, если это не противоречит законам и согласовано с Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
- Международный консорциум «Электронный университет»
- Оглавление
- Глава 1.
- § 1. Понятие и задачи финансовой деятельности государства
- § 2. Понятие финансового права и его источники
- Глава 2.
- § 1. Понятие финансового контроля
- § 2. Из истории финансового контроля в России
- § 3. Виды и формы государственного финансового контроля
- § 4. Финансовый мониторинг и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем
- § 5. Аудиторская деятельность
- Глава 3.
- § 1. Понятие бюджета и бюджетного права
- § 2. Бюджетная система рф
- § 3. Бюджетный процесс
- Глава 4.
- § 1. Правовое регулирование государственных доходов
- § 2. Налоговые доходы государства. Основные понятия налогового права
- § 3. Государственная пошлина. Иные платежи. Понятие сбора
- § 4. Нарушения налогового законодательства
- § 5. Государственные расходы
- Глава 5.
- § 1. Общие понятия
- § 2. Внутренний долг
- § 2. Внешний государственный долг
- Глава 6.
- § 1. Основные понятия страхового дела
- § 2. Специфические особенности страхования за счет средств бюджета
- Глава 7.
- § 1. Понятие банковской деятельности
- § 2. Из истории организации банковской деятельности в России
- §3. Банковская система Российской Федерации
- Глава 8.
- § 1. Понятие целевых внебюджетных фондов
- § 2. Пенсионный фонд рф
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- § 4. Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- § 5. Единый социальный налог. История, предназначение, сущностные характеристики и отмена налога
- § 6. Система исчисления и уплаты платежей, обеспечивающих деятельность внебюджетных фондов социального назначения
- Глава 9.
- § 1. Из истории денег и денежного обращения
- § 2. Элементы денежной системы Российской Федерации
- § 3. Денежная реформа как инструмент государственного регулирования
- § 4. Деноминация
- § 5. Правовое регулирование безналичного денежного оборота
- Глава 10.
- § 1. Основные понятия валютного регулирования
- § 2. Органы и агенты валютного контроля. Валютные ограничения
- § 3. Регулирование обязательной продажи доли валютной выручки в рф
- § 4. Репатриация валютной выручки
- § 5. Ответственность за нарушение установленного законом порядка совершения операций с иностранной валютой
- Интернет-ресурсы