§ 5. Единый социальный налог. История, предназначение, сущностные характеристики и отмена налога
Единый социальный налог был введен 1 января 2001 года с вступлением в силу 24 главы части 2 Налогового кодекса РФ. Он относился к числу федеральных.
Суммы платежей данного налога подразделялись на несколько составляющих: 14% налога подлежали выплате пенсионерам, обладавшим правом на пенсии на момент введения налога; 8–12% составляли взносы на страховую часть трудовой пенсии и 2–6% предназначались для формирования накопительной части трудовой пенсии. Последнее вызывало большие споры среди специалистов, так как было чрезвычайно сложно эффективно и надежно разместить такие большие денежные средства (около 1 млрд долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях относительно нестабильной российской экономики.
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции Российской Федерации, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст.ст. 37, 39, 41).
Законодатель определял Единый социальный налог как особый обязательный платеж и запрещал изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе в целях погашения бюджетного дефицита.
Размеры отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования – 3,6% – были вероятно, неадекватны, так как тариф налога не обеспечивал финансового покрытия медицинской помощи населению страны.
Как всякий налог, Единый социальный налог являлся обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
ЕСН обеспечивал финансирование расходов государства на выплату трудовых пенсий, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и иных социальных пособий, на оплату оказываемых медицинскими учреждениями медицинских услуг, включенных в Программу обязательного медицинского страхования.
До 1 января 2002 г. сумма начисляемого ЕСН зачислялась в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2002 г. сумма ЕСН, зачислявшаяся в бюджет Пенсионного фонда РФ, перечислялась в федеральный бюджет, а затем направлялась в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовых пенсий1.
До 2001 года для финансирования расходов на аналогичные цели уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования, которые и были заменены уплатой ЕСН. Исключение было сделано для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы по этому виду страхования не вошли в ЕСН, их уплата по-прежнему осуществлялась напрямую в Фонд социального страхования по действующим ранее правилам.
С введением ЕСН изменился не только порядок и размеры уплаты страховых взносов, но и сам финансовый механизм социального страхования.
Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществлялось Федеральным казначейством. Суммы начисляемого налогоплательщиками ЕСН перечислялись не на счета фондов, а на счета Федерального казначейства, которому предписывалось в однодневный срок перечислять поступившие суммы на счета внебюджетных фондов.
ЕСН предопределял новый порядок контроля за правильностью, полнотой и своевременностью его начисления и уплаты. Если раньше контрольные проверки проводились непосредственно ревизионными службами самих внебюджетных фондов, то с 2001 года они стали осуществляться налоговыми органами.
Пенсионный фонд РФ контролировал порядок ведения страхователями индивидуального персонифицированного учета в пенсионном страховании1.
Фонд социального страхования осуществлял проверки произведенных страхователями расходов по средствам социального страхования.
Контроль внебюджетных фондов за уплатой ЕСН носил дополнительный, справочный характер, так как они не имели права составлять акты о документальных проверках.
ЕСН представлял собой главный источник средств государственных внебюджетных фондов социального назначения.
Налогоплательщиками, обязанными уплачивать ЕСН, признавались все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы или формы собственности.
Особенности налогообложения определяли разделение всех налогоплательщиков на две группы:
работодатели (или субъекты, производящие выплаты физическим лицам). К таковыми принадлежали: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
самозанятое население, обязанное уплачивать ЕСН с получаемого индивидуального дохода, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату налога на вмененный доход, ЕСН был включен в сумму этого налога, и, таким образом, отдельная уплата ЕСН не была предусмотрена.
Введение ЕСН почти не изменило условия предоставления льгот по уплате взносов в социальные внебюджетные фонды. По-прежнему были освобождены от уплаты ЕСН так называемые военизированные министерства и ведомства (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи при Президенте РФ, Министерство юстиции и другие ведомства, где проходят службу военнослужащие) в части денежного довольствия и других выплат, получаемых военнослужащими.
Федеральные суды и органы прокуратуры также были освобождены от уплаты ЕСН с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
Сохранялись льготы для работников-инвалидов, общественных организаций инвалидов и их предприятий. Однако были установлены максимальные границы доходов, не подлежащих налогообложению, и уточнены некоторые формы организации и виды деятельности таких предприятий.
Так, освобождение от уплаты в пределах выплат и иных вознаграждений в размере 100 000 рублей на каждого работника получили такие категории работодателей, чья деятельность связана с работой и обслуживанием инвалидов:
общественные организации инвалидов (и их союзы), среди членов которых инвалиды и их представители составляют 80%;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы – не менее 25%;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Льготы не распространялись на организации, занимающиеся производством (торговлей) подакцизных товаров и минерального сырья или другими видами бизнеса в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
От уплаты ЕСН были освобождены организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Ранее при уплате страховых взносов действовала та же норма, но без ограничения величины облагаемого дохода. Аналогичные льготы были предоставлены налогоплательщикам – индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских хозяйств, представителям малочисленных народов Севера и адвокатам.
Указанные налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождались от уплаты ЕСН в части доходов от их предпринимательской или профессиональной деятельности, не превышающих 100 000 рублей в год.
Важная налоговая льгота была предоставлена индивидуальным предпринимателям и другим категориям самозанятого населения (вторая группа налогоплательщиков) относительно уплаты части налога в Фонд социального страхования.
Они не уплачивали долю налога, которая была предусмотрена для Фонда социального страхования, однако при этом автоматически лишались права на получение пособий и других выплат из этого Фонда.
Указанные категории налогоплательщиков ранее могли регистрироваться в Фонде социального страхования на добровольных началах, платить положенные страховые взносы и получать социальные выплаты. После введения ЕСН такой возможности не предусматривается.
Для отдельных групп налогоплательщиков фактически были предусмотрены соответствующие объекты налогообложения.
У работодателей – физических лиц объектом налогообложения являлись действия, связанные с выплатами в пользу работников.
Объект налогообложения для самозанятого населения был оставлен без изменений и представлял собой получение доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговой базой для работодателей (кроме физических лиц) была сумма всех выплат, являющихся предметом налогообложения и начисленных за налоговый период в пользу работников или третьих (не связанных с работодателем) лиц, и включала выплаты и вознаграждения в денежной форме, выплаты и вознаграждения в натуральной форме, материальную выгоду.
Налоговая база для самозанятого населения представляла собой сумму доходов в денежном и натуральном выражении, полученных налогоплательщиками за налоговый период от индивидуальной, предпринимательской или профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В Налоговом кодексе был представлен Перечень выплат, исключаемых из налогооблагаемой базы.
Не подлежали налогообложению следующие основные выплаты:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных органов власти и другие, законодательно установленные выплаты за счет средств бюджета и внебюджетных фондов;
2) все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм, в том числе:
возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
бесплатное предоставление жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
оплата стоимости или выдача натурального довольствия;
компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении;
возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
расходы на трудоустройство работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией или реорганизацией предприятия;
выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей (командировочные расходы, расходы в связи с переездом в другую местность);
3) единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем;
4) суммы в иностранной валюте, выплачиваемые работникам, направленным на работу за границу (для государственных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах законодательно установленных размеров);
5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства при условии, что ранее хозяйства этой нормой не пользовались;
6) доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых семейных общин народов Севера;
7) иные выплаты, установленные в Перечне.
Перечень видов выплат, на которые не начислялся ЕСН, постоянно менялся в связи с происходящими изменениями в социальной и экономической жизни.
Порядок начисления и уплаты ЕСН в основном совпадал с прежним порядком уплаты страховых взносов.
Начисленные суммы налога перечислялись на счета Федерального казначейства отдельными платежными поручениями для каждого фонда. Порядок начисления и уплаты ЕСН различался по группам налогоплательщиков.
Налогоплательщики-работодатели ежемесячно производили начисление авансовых платежей ЕСН за прошедший отчетный период.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения осуществляли авансовые платежи ЕСН на основании налоговых уведомлений три раза в год.
Начиная с 2000 года внебюджетные фонды при нарушении страхователями порядка начисления и уплаты страховых взносов стали применять финансовые санкции, установленные налоговым законодательством.
Во время действия Единого социального налога было установлено, что наложение штрафов и иных взысканий осуществлялось в соответствии с главами 15 и 16 Налогового кодекса.
- Международный консорциум «Электронный университет»
- Оглавление
- Глава 1.
- § 1. Понятие и задачи финансовой деятельности государства
- § 2. Понятие финансового права и его источники
- Глава 2.
- § 1. Понятие финансового контроля
- § 2. Из истории финансового контроля в России
- § 3. Виды и формы государственного финансового контроля
- § 4. Финансовый мониторинг и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем
- § 5. Аудиторская деятельность
- Глава 3.
- § 1. Понятие бюджета и бюджетного права
- § 2. Бюджетная система рф
- § 3. Бюджетный процесс
- Глава 4.
- § 1. Правовое регулирование государственных доходов
- § 2. Налоговые доходы государства. Основные понятия налогового права
- § 3. Государственная пошлина. Иные платежи. Понятие сбора
- § 4. Нарушения налогового законодательства
- § 5. Государственные расходы
- Глава 5.
- § 1. Общие понятия
- § 2. Внутренний долг
- § 2. Внешний государственный долг
- Глава 6.
- § 1. Основные понятия страхового дела
- § 2. Специфические особенности страхования за счет средств бюджета
- Глава 7.
- § 1. Понятие банковской деятельности
- § 2. Из истории организации банковской деятельности в России
- §3. Банковская система Российской Федерации
- Глава 8.
- § 1. Понятие целевых внебюджетных фондов
- § 2. Пенсионный фонд рф
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- § 4. Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- § 5. Единый социальный налог. История, предназначение, сущностные характеристики и отмена налога
- § 6. Система исчисления и уплаты платежей, обеспечивающих деятельность внебюджетных фондов социального назначения
- Глава 9.
- § 1. Из истории денег и денежного обращения
- § 2. Элементы денежной системы Российской Федерации
- § 3. Денежная реформа как инструмент государственного регулирования
- § 4. Деноминация
- § 5. Правовое регулирование безналичного денежного оборота
- Глава 10.
- § 1. Основные понятия валютного регулирования
- § 2. Органы и агенты валютного контроля. Валютные ограничения
- § 3. Регулирование обязательной продажи доли валютной выручки в рф
- § 4. Репатриация валютной выручки
- § 5. Ответственность за нарушение установленного законом порядка совершения операций с иностранной валютой
- Интернет-ресурсы