5.Функции бюджета рф
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:1. контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики. 2. информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными. 3 институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.
Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.
- Распределительная функция предполагает концентрациюденежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.
- Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мер за процессом формирования и использованияденежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов: перераспределениеВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов ичастных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
- Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной частипозволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
- Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.
- Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
- 1, Система социального страхования в рф
- 2. Особенности определения цены на страховые услуги
- 3.Двойное страхование и его последствия
- 4.Понятие перестрахования: функции, методы и формы
- 5.Финансы страховой компании. Особенности их формирования и использования
- 6.Отрасли страхования и их отличительные особенности
- Формирование денежного потока по видам деятельности
- Финансовая деятельность
- 2.Характеристика финансовых бюджетов
- Общий бюджет
- 3.Задачи прогнозирования денежных средств
- 4.Функции бюджетирования компании
- 5.Характеристика операционных бюджетов
- 6. Этапы бюджетирования компании
- Денежная система и ее типы
- Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- Функции, формы и виды кредита
- Денежно-кредиторская политика: цели, методы, инструменты
- Кредитная система рф: содержание, структура, элементы.
- Цели, задачи и функции центральных банков
- Методы оценки рисков, диверсификация рисков
- Модель ценообразования активов самр
- Кредитная политика
- Эффект финансового рычага
- Операционный рычаг
- Стоимость капитала
- 1.Бюджетное устройство и бюджетная система
- 2.Бюджетный дефицит и методы управления им.
- 3.Консолидированный бюджет рф
- 4.Доходы и расходы бюджета рф
- 5.Функции бюджета рф
- 6.Бюджетный процесс рф
- Инвестиции: сущность, функции и классификация
- Классификация и виды инвестиций
- Инвестиционный портфель: принципы формирования, типы портфелей
- 4.Источники финансирования инвестиций
- 5.Внутренняя норма доходности и ее значение для инвесторов
- 6.Правила принятия инвестиционных решений
- Характеристика методов финансового прогнозирования
- Характеристика этапов финансового прогнозирования
- Принципы финансового прогнозирования
- 4.Особенности прогноза финансовых результатов
- 5.Виды и способы финансового прогнозирования на предприятии
- 6.Оценка качества финансовых прогнозов
- Точность прогнозов
- Сущность и функции финансов организаций
- 2.Особенности финансов различных опт
- 3.Финансовые ресурсы предприятия, их состав и структура
- Методы оценки финансового состояния предприятия
- Оценка финансового состояния предприятия осуществляется в следующих случаях:
- 5.Проблемы управления финансовыми потоками предприятия
- 6.Экономическое содержание и назначение прибыли предприятия
- Долгосрочная финансовая политика предприятия
- Анализ чувствительности инвестиционного проекта
- Стоимость капитала и финансовые риски.
- 4.Оптимальная структура капитала
- 5.Источники долгосрочного финансирования предприятия
- 6. Дивидендная политика предприятия и факторы, ее определяющие
- 1.Классификация денежных потоков
- 1. По видам хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами учета
- 2. По направленности движения денежных средств фирмы
- 3. По методу исчисления объема
- 4. По уровню достаточности объема
- 5. По методу оценки во времени
- 6. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде
- 7. По масштабам обслуживания хозяйственного процесса
- 2.Основные компоненты денежного оборота
- 4.Методы измерения денежных потоков
- 5.Капитал, денежные потоки и финансовые ресурсы
- 6.Взаимосвязь категорий «денежные потоки» и «финансовые ресурсы