logo
ответы все, кроме экон теории

2. Особенности определения цены на страховые услуги

Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса(Спрос – конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью) и предложения(желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продаж)

Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей и страховыми выплатами по договорам плюс издержки страховой компании. Эквивалентность(равенство) доходов и расходов является условием безубыточности страховой деятельности. Однако при этом страховая компания не получает никакой прибыли по страховым операциям.Верхняя граница цены страховой услуги определяется размерами спроса на нее. При достаточно высоком спросе на страховую услугу, когда есть массовая потребность в страховании, а число страховых компаний невелико и все они предлагают примерно одинаковые условия страхования, есть возможность в течение какого-то времени поддерживать высокий уровень страховых премий. Однако по мере насыщения страхового рынка в условиях конкуренции на стороне предложения попытка искусственно поддерживать высокий уровень цен страховых услуг становится опасной. Столкнувшись с завышением цен в одной компании, клиент уйдет в другую. Поэтому на страховом рынке, как и на любом товарном рынке, существует тенденция выравнивания уровней цен страховых продуктов.Важным макроэкономическим фактором, оказывающим влияние на общий уровень страховых тарифов, является величина банковского процента. Банковский процент влияет на страховую деятельность по двум направлениям. Во-первых, тенденции динамики банковского процента в сравнении со страховыми тарифами определяют решения клиента по поводу того, как ему противостоять своим рискам. Вполне возможно, что ссуда, взятая в банке, или накопление в нем денег для самофинансирования могут быть выгоднее, чем страхование. Поэтому страховые компании вынуждены соизмерять страховые тарифы с банковским процентом.Во-вторых, деньги, полученные страховой компанией в виде страховых платежей и временно свободные до момента осуществления страховых выплат, не лежат втуне. Они могут и должны использоваться страховщиком в коммерческих целях, инвестироваться в Ценные бумаги, в недвижимость, предоставляться в кредит, т.е. приносить инвестиционный доход. Часть этого дохода может предоставляться страхователям в виде определенного процента. Другой вариант - когда тарифные ставки заранее уменьшаются с учетом предполагаемой нормы доходности по инвестициям.Цена страховой услуги, предлагаемой страховой компанией, зависит также от состояния дел у этого конкретного страховщика, а именно от величины и структуры его страхового портфеля, управленческих расходов, от доходов, которые компания получает от вложения временно свободных средств. Поэтому сильные в финансовом отношении компании могут позволить себе сохранение в своем портфеле относительно низкорентабельных видов страхования при наличии очень выгодных.Дело в том, что доходность различных видов страхования не может быть величиной постоянной, она зависит от многих фактов ров, в частности, от общей рисковой ситуации в данный период времени, а также от фазы жизненного цикла, на которой находится данный страховой продукт. Стадии жизненного цикла конкретной страховой услуги в принципе те же самые, что и у любого другого товара: введение на рынок, рост спроса, насыщение или зрелость, спад продаж и уровня прибыльности и вытеснение из рынка. Жизненный цикл страховой услуги характеризуется показателями охвата <страхового поля>, т.е. рискового сообщества, и динамикой числа заключенных договоров. Когда страховое поле близко к состоянию насыщения, рост охвата потенциальных клиентов договорами резко замедляется.Цена страховой услуги достигает максимума на второй стадии жизненного цикла, на третьей стадии она стабилизируется, а на четвертой - возникает необходимость ее снижения либо модификации(изменение) данного вида страхования.Поскольку разнообразие страховых услуг все же меньше, чем разнообразие товаров, то конкуренция на страховом рынке носит в определенном смысле более жесткий характер. Главным средством в конкурентной борьбе является предложение новых видов страхования, отражающих возникновение новых потребностей. В частности, предлагается страхование довольно специфических рисков, например титула собственности по договорам купли-продажи недвижимости.В традиционных видах страхования конкуренция развивается в иных направлениях, а именно:разработка договоров страхования с различными комбинациями рисков в интересах страхователей;снижение страховых тарифов в сравнении с другими страховыми компаниями;улучшение качества обслуживания страхователей.

Чем выше уровень конкуренции на страховом рынке, тем эффективнее деятельность страховых компаний с точки зрения страхователей и общественных интересов и тем ниже уровень страховых тарифов.