logo
Рынок ценных бумаг / 2

Фундаментальный анализ.

Сущест­вует два профессиональных подхода к выбору ценных бумаг: фундаментальный и техни­ческий анализ.

Объектом исследования в фундаментальном анализе является цена акции отдельной компании. Предполагается, что существует истинная, или внутренняя, стоимость акции, которая зависит от стоимости самого акционерного общества и которая может быть коли­чественно оценена как стоимость будущих денежных поступлений по данной ценной бу­маге. Таким образом, основная проблема заключается в том, чтобы спрогнозировать эти будущие поступления, анализируя ситуацию на рынке, инвестиционную и дивидендную политику компании, ее инвестиционные возможности, т.е. изучая все факторы, так или иначе влияющие на цену акции.

Можно выделить следующие положения, лежащие в основе фундаментального анализа:

на развитом рынке цена акции очень чувствительна к фундаментальным факторам, связанным с предприятием. Эти факторы определяют главный тренд движения цены акции;

текущие колебания цен — это некоторый естественный фон, который можно не при­нимать в расчет с точки зрения общего положения дел;

рыночные котировки цены акции являются пассивным отражением истинной ценности акции, лежащей в их основе, и это отражение так или иначе соотносится со стоящими за данной акцией активами;

каждая акция имеет свою внутреннюю стоимость. Рыночная цена всегда стремится к внутренней стоимости. Если рыночная цена акции превышает ее внутреннюю стои­мость, то акция переоценена рынком, если же внутренняя стоимость выше рыночной цены акции, то акция недооценена.

Фундаментальный анализ проводится на трех уровнях:

макроэкономический анализ — его результатом является определение состояния эко­номики страны в целом, формирование первоначального представления о целесооб­разности инвестиций в различные финансовые активы;

отраслевой анализ — его результатом является определение отраслей, имеющих наи­большую инвестиционную привлекательность;

анализ компании — в результате этого вида анализа инвестор должен выбрать наибо­лее перспективные компании данной отрасли.

Очень важное место в фундаментальном анализе занимает теория жизненных циклов.

В рамках фундаментального анализа определяют, на какой стадии жизненного цикла на­ходятся:

национальная экономика;

отрасль;

данное предприятие;

продукт, выпускаемый на данном предприятии.

Анализ компании состоит из экономического анализа, финансового анализа и из опре­деления внутренней стоимости акций с использованием моделей дисконтирования буду­щих денежных потоков.

Экономический (качественный) анализ деятельности предприятия — первая ступень

анализа компании. Он состоит из следующих шагов:

изучения истории компании и ее предназначения;

анализа положения компании в отрасли (конкурентоспособность продукции, террито­риальная привлекательность компании и т.п.);

анализа конкурентной среды;

анализа организации предприятия, его инвестиционной политики;

анализа реализации продукции и сбытовой политики предприятия;

анализа финансовой политики предприятия;

анализа менеджмента компании;

анализа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

анализа жизненного цикла компании, продукта, производимого компанией, определе­ния стадии жизненного цикла, на которой они находятся в текущий момент.

Финансовый (количественный) анализ деятельности компании основывается на изу­чении коэффициентов, характеризующих:

платежеспособность предприятия;

ликвидность предприятия;

деловую активность предприятия (анализ оборачиваемости активов);

рентабельность предприятия.

Значения финансовых коэффициентов сравниваются с некоторыми стандартными зна­чениями.

При определении внутренней стоимости акции на основе дисконтирования будущих денежных потоков применяют три важнейших метода:

1) дивидендов;

2) доходов;

3) оценки риска, основанный на модели определения цены капитальных активов.

Конечным продуктом фундаментального анализа является оценка внутренней стоимо­сти акции компании. Сравнение внутренней стоимости с рыночной ценой акции дает от­вет на вопрос, какие акции недооценены рынком, следовательно, их следует покупать, а какие — переоценены, следовательно, лучше воздержаться от их покупки или продать, если они находятся в портфеле.