logo
Рынок ценных бумаг / 2

Государственные ценные бумаги. Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг: экономические цели эмитента, инвестора, профессиональных участников рынка.

Г.Ц.Б.- это форма существования государственного внутреннего дога, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Каждая Г.Ц.Б. имеет свое наименование: «казначейский вексель», «сертификат», «заем» … У каждой страны своя терминология.

Выпуск в обращение Г.Ц.Б. используется для решения следующих задач:

  1. финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение в широком смысле;

  2. финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;

  3. регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д.

Преимущества Г.Ц.Б. перед другими Ц.Б. и активами:

  1. это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему

  2. наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими Ц.Б. или направлений вложений капитала

Размещение Г.Ц.Б. осуществляется через :

  1. центральные банки или министерства финансов. Основные инвесторы в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются население, пенсионные, страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;

  2. в бумажной (бланковой) или безбумажной формах ( в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется тенденция к увеличению выпуска Г.Ц.Б. в безбумажной форме;

  3. разнообразными методами (аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов).

Г.Ц.Б. занимают ведущее место на рынке облигаций. В структуре Г.Ц.Б. наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации.

Выпуск Г.Ц.Б. осуществляется в соответствии с ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных Ц.Б.» №136-ФЗ от 29.07.98г.

Виды Г.Ц.Б. по нескольким группировкам:

  1. По виду эмитента различают:

  1. По форме обращаемости:

  1. По срокам обращения:

  • По способу выплаты (получения) доходов:

    • процентные Ц.Б. (процентная ставка может быть фиксированной, плавающей, ступенчатой)

    • дисконтные Ц.Б., которые размещаются по цене ниже номинальной (с дисконтом) и эта разница образует доход по облигации

    • индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции

    • выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей

    • комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов

    В соответствии с законом №136-ФЗ деление государственных Ц.Б. имеет следующий вид:

    • федеральные Г.Ц.Б., т.е. Ц.Б., выпускаемые Федеральным Правительством

    • Г.Ц.Б. субъектов Р.Ф., выпускаемые этими субъектами государственного управления

    • муниципальные Ц.Б., т.е. Ц.Б., выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления

    Юридический статус государственных Ц.Б. имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные Ц.Б. лишены этого статуса

    Р.Ц.Б. – способ привлечения финансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых Ц.Б. Инвесторы Р.Ц.Б. – местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Спектр целей выпуска Р.Ц.Б. шире: это не только финансирование дефицита регионального (местного )бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.

    Если федеральные Ц.Б. обычно выпускаются в бездокументарной именной форме, то 1/3 региональных облигаций выпущено на предъявителя. Самые крупные эмитенты Р.Ц.Б. являются Москва, Санкт-Петербург, Татария, Тюменская область и др.

    Согласно действующему законодательству предельный объем расходов на обслуживание государственного долга и муниципального долга не может превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15 % доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.

    Государство (эмитент Г.Ц.Б.) использует эмиссию собственных бумаг потому, что чрезмерное увеличение налогов может привести к спаду экономической активности в стране, а неконтролируемая эмиссия денег грозит ростом темпов инфляции. Внешние кредиты могут ослабить экономическую независимость , а внутренние ограничат возможности Центрального Банка РФ при регулировании денежного обращения. Субъекты Федерации и местные органы власти и управления (муниципальные органы) за счет выпуска собственных долговых обязательств могут обеспечить как приток денежных средств в бюджет, так и финансирование отдельных инвестиционных проектов.

    Эмиссия ( в соответствии с Федеральным законом «О рнке Ц.Б.») – это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним. При эмиссии Ц.Б. необходимо учитывать то, что как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, которые закреплены за ними. Поэтому эмитент может комбинировать различные имущественные права, тем самым изменять инвестиционные характеристики ценных бумаг, делая их более привлекательными для инвестора. А инвестор может сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых Ц.Б. и выбирать те, которые соответствуют его инвестиционным целям.

    Государство (органы исполнительной власти, к функциям которых по решению Правительства РФ отнесены составление и (или) исполнение Федерального бюджета), субъекты РФ, муниципальные образования – эмитенты Г.Ц.Б. Для них можно выделить общие цели эмиссии: привлечение необходимых денежных средств; реконструкция собственности; секъютиризация задолженности; снижение риска; совершенствование финансового планирования и управления; формирование рациональной структуры капитала. Главная цель эмиссии – привлечение необходимых денежных средств. Эмитент должен обеспечивать всех потенциальных покупателей необходимой информацией о предстоящем выпуске. Прежде всего он сообщает о виде выпускаемых Ц.Б. и объеме выпуска, имущественных правах, особенностях размещения и обращения.

    При эмиссии Ц.Б. посредник выполняет роль андеррайтера, т.е. берет на себя обязательства перед эмитентом по выпуску и размещению Ц.Б. на согласованных условиях и за вознаграждение. Конкурентный андеррайтинг характерен при эмиссии государственных, муниципальных Ц.Б. или при осуществлении эмиссии крупными компаниями (ЛУКойл, РАО «ЕЭС России»). Посредник, выполняющий роль андеррайтера, берет на себя ответственность за качество эмиссионного проспекта, за его полноту и достоверность. Вознаграждение андеррайтера в пределах от 1 до 7%. Эмиссия ценных бумаг представляет собой строго регламентированный со стороны государства процесс, обеспечивающий прозрачность рынка Ц.Б.

    Под обращением Ц.Б. понимается переход права собственности от одного их держателя (владельца) к другому при заключении ими гражданско-правовых сделок.

    Государственные облигации выпускаются на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992 г. Владельцами облигаций могут быть и физические лица. Эмитентом государственных облигаций от имени Российской Федерации выступа­ет Министерство финансов РФ. Эмитентом государственных цен­ных бумаг субъекта РФ выступает орган его исполнительной вла­сти, осуществляющий функции составления и исполнения бюд­жета. Муниципальные облигации выпускаются организациями местного самоуправления. Они менее надежны, ибо по ним федеральное правительство не несет ответственности.

    Государственные облигации – это юридическая форма удостоверения договора государственного займа, форма существования государственного внутреннего долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Государственные облигации удостоверяет право заимодавца (владельца облигации) на получение от заемщи­ка (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или в зависимости от условий займа иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.