logo
Рынок ценных бумаг / 2

Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг: прямое (административное), косвенное (экономическое) регулирование.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить внутреннее и внешнее.

Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и т.д.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности участников рынка ценных маг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашениям. К внешнему регулированию относится же общественное регулирование, т.е. воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей: создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников, поддержание порядка на рынке ценных бумаг;

защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенниче­ства, преступлений со стороны отдельных лиц;

обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свобод­ного формирования спроса и предложения финансовых инструментов; стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения де­нежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка; использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и т.д.).

Регулятивная инфраструктура — это одна из систем (наряду с информационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации);

регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие, лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и пр.);

правовую инфраструктуру (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг);

этику фондового рынка;

традиции и обычаи.

В международной практике выделяют различные модели регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг в зависимости:

от субъекта регулирования (государство или государство совместно с саморегулируемыми организациями);

от степени жесткости регулирования;

от модели рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бум; государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и т.д.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования среде государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и т.д.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:

1) идеологическую, т.е. разработку концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;

2) законодательную, т.е. законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг;

3) административную, т.е. прямое административное регулирование участников рынка;

4) стимулирующую, т.е. использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг в целях его развития, создание эффективного механизмов перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики;

5) надзорную и контрольную, т.е. предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг;

6) арбитражную, т.е. разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом, можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого, государство выступает в качестве участии рынка ценных бумаг, а именно:

государство является крупнейшим заемщиком-эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);

государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закре­пленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций привати­зированных предприятий;

государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального банка РФ, являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг, а также крупнейшим дилером на этом сегменте рын­ка; кроме того - в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продаже акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовому рынку {ФСФР).

Именно ФСФР:

проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг;

осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка цен­ных бумаг;

обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основными органами, осуществляющими профессиональное регулирование рынка ценных бумаг, являются саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организа­ции — это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бу­маг по видам деятельности, приобретающие статус саморегулируемой организации на ос­новании разрешения ФСФР, которая устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Одним из элементов регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг является эти­ка фондового рынка, обычаи и традиции делового оборота.

Под этикой фондового рынка понимаются правила добросовестной деятельности на рынке. Добросовестная профессиональная деятельность основывается на общечеловеческих моральных и нравственных нормах, на понимании значимости общественных интересов и необходимости обеспечения правопорядка и справедливости, а также на необходимости их признания и соблюдения в практической деятельности всеми профессиональными участни­ками рынка ценных бумаг.

В международной практике правила добросовестной деятельности на рынке ценных бумаг принимаются саморегулируемыми организациями и являются обязательными для всех членов таких организаций. Так, Международная федерация фондовых бирж в 1992 г. приняла повсеместно принятые принципы ведения бизнеса по ценным бумагам.

В России принципы добросовестной деятельности и профессиональной этики на рынке ценных бумаг содержатся в ряде документов, таких, как:

федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке цен­ных бумаг»;

постановления ФСФР (ФКЦБ) России, регламентирующие брокерскую и дилерскую дея­тельность; правила торговли Некоммерческого партнерства «Торговая система РТС»;

положение Национальной фондовой ассоциации «О запрете манипулирования ценами на фондовом рынке»; другие документы.

В настоящее время сформулированы следующие основополагающие принципы ведения бизнеса на рынке ценных бумаг:

честность и справедливость;

надлежащее исполнение профессиональной деятельности;

обеспечение высокой квалификации персонала фирм — профессиональных участни­ков рынка ценных бумаг;

получение информации о клиентах;

предоставление информации клиентам;

регулирование конфликта интересов.

Разработаны также правила добросовестной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, правила добросовестной работы с клиентами, правила ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг, нормы раскрытия информации всеми участниками рынка, нормы добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.