logo
Инвестиции

34. Приоритеты инвестиционной политики государства

В перспективе необходимо разработать следующие механизмы совершенствования инвестиционного процесса:

1. Максимально вовлечь в реальный сектор экономики мощные источники формирования инвестиций за счет прекращения оттока капитала, а также использование сбережений населения, что при реализации стимулирующий государственной политики позволит максимально использовать внутренние инвестиционные ресурсы. В частности для привлечения сбережений населения необходимо восстанавливать доверие к государственному и коммерческому банковскому сектору, требуется скорейшего принятия закона «О защите вклада населения банков».

2. Совершенствование системы государственных гарантий, которые рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. Эти гарантии не должны охватывать всей суммы риска, но в отношении его определенной части необходимо предусматривать возврат ресурсов, например в случаи срыва высоко эффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию по независимым от инвестора причинам. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечено создание фонда государственной гарантии высоко эффективных проектов на основные организации залоговой системы, отвечающая требованиям мирового уровня.

3. Ограниченная денежная эмиссия для кредитования инноваций и развитие высоко эффективного производства наукоемкой продукции. Такая политика применяется во всех развитых странах как метод повышения совокупного спроса на национальном рынке. Этот способ называется эмиссионным «подогревом» экономики. За счет данного фактора повышение темпов инфляции ограничивается двумя тремя процентами. Данный метод можно применять только при стабильной политической системе и ослаблении налогового бремени на предпринимательской деятельности. Наименьшие инфляционные последствия возможны при использовании денежной эмиссии для предоставления государственных инвестиционных кредитов на развитие предприятий пищевой и легкой промышленности, где обеспечивается быстрый оборот капитала и возврат кредитов.

4. Возрождение и умножение высоко качественного человеческого потенциала. В настоящие время численность населения России сокращается на 500-700 человек в год. Постоянно уменьшается численность высоко квалификационных трудовых ресурсов, занятых в инновационной сфере и науки. За последние 10 лет этот показатель сократился в 2,1 раза. При постоянном росте «утечки мозгов» из сферы науки, где происходит постоянное старение научного персонала (средний возраст докторов наук ран 60 лет). Поэтому приоритетным направлением должны стать инвестиционные вложения, повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества социальной и экологической среды обитания человека.

5. Постановление основного капитала, объем которого за годы реформирования уменьшился в сопоставимых ценах более чем на 40%. Необходимо его стабильное накопление на базе создания механизма простого и расширенного воспроизводства основных фондов, с помощью целенаправленной инвестиционно амортизационной политики. В развитых странах срок обновления активной части основного капитала 12-14 лет, в России этот показатель варьируется от 20 до 25 лет.

В настоящие время предприятия не редко используют амортизационные отчисления не по назначению. В этом основная причина того, что износ основных средств достигнул значительной величины, и многие производства находится на грани аварийной ситуации.

6. Обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны. По расчетам центра инвестиций и инноваций российская академия наук - возврат ежегодного оттока капиталов из страны и его аккумулирование в инвестиции позволит обеспечить прирост ВВП в размере 4-5 % ежегодно.

7. Совершенствование налоговой системы, направленное на приоритетное стимулирование научно инновационной деятельности. Действующая налоговая система является фискальной. Высокий уровень изъятия прибыли оказывает на реальный сектор анти стимулирующие действие. Система налогов аналитически и методически усложнена и доступна для понимания только специалистам, а не широкому кругу предпринимателей.

8. Формирование соответствующей системы управления инвестиционной деятельности в виде специально уполномоченного органа.