logo
Инвестиции

20.Форфейтинг и факторинг как источники привлечения капитала.

Форфейтинг - форма трансформации коммерческого кредита в банковский. Применяется в том случае, когда у покупателя нет достаточных средств для приобретения какой-либо продукции. Покупатель (инвестор) ищет продавца товара, который ему необходим и договаривается о его поставке на условиях форфейтинга. В данной сделке необходимо согласие третьего участника коммерческого банка. Каждая из сторон участвующая в сделке имеет свои цели, которые определяются размером получаемого дохода и носят отражение в заключаемом контракте. После заключения контракта покупатель выписывает и передает продавцу комплект векселей, общая стоимость которых равна стоимости продаваемого объекта с учетом процента за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный коммерческий кредит. Сроки платежей по векселям равномерно распределены во времени. Обычно каждый вексель выписывается на полгода. Продавец товара передает полученные им векселя коммерческому банку и сразу получает деньги за реализованный товар. Т.о. фактически коммерческий кредит оказывает не сам продавец, а коммерческий банк, согласившийся учесть комплект векселей. Цель продавца реализовать товар и получить доход с наименьшим риском. Цель банка получить гарантированный дисконтный доход от учета векселей. Покупатель же имеет возможность кредитного финансирования своего проекта.

Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, которая сочетается с кредитованием оборотного капитала. Основной целью факторингового обслуживания является инкассирование факторинговой компанией дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Получение факторинговых платежей в какой-то мере разрешает проблемы, связанные с поиском источников финансирования оборотного капитала, т.е. позволяет превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой. В факторинговых операциях имеется 3 участника:

  1. Факторинговая компания

  2. Поставщик (кредитор)

  3. Должник

При осуществлении факторинговых операций между предприятием-поставщиком и факторинговой компанией заключается двусторонний договор, в рамках которого факторинговая компания покупает у предприятия-поставщика счета-фактуры (дебиторскую задолженность) на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки. Т.е. происходит авансирование оборотного капитала поставщика. С момента покупки факторинговая компания берет на себя обязательства (инкассирует) востребовать в покупателя оплату поставленной ему продукции. В России факторинговые операции начали проводиться с 1989г некоторыми отделениями бывшего ПромСтройБанка.