31. Концепции государственного регулирования инвестиций
Существует следующие теоретические концепции регулирования инвестиций:
1. Кейнсианство 2. Монетаризм 3. Теория экономики предложения 4. Структурализм
5. Современная система экономического регулирования
1. Кейнсианство
В соответствии с кейнсианской доктриной инвестиционный спрос является важнейшей составляющей, определяющей динамику валового национального продукта.
Логика кейнсианской модели состоит в следующем. Согласно кейнсианским рекомендациям с целью стимулирования инвестиций государство увеличивает предложение денег. При сохраняющемся спросе на деньги рынок отвечает на данное воздействие снижением ставки процента. Изменения на денежном рынке дают толчок к реакции инвестиционного рынка: уменьшение ссудного процента приводит к росту инвестиций вследствие удешевления кредита и повышения курса ценных бумаг. При повышении вложений в производство возрастает объем национального продукта, увеличивается масса дохода, на который прирост инвестиций (чистых) оказывает мультиплицирующий эффект. Таким образом, краткосрочное воздействие государства приводит к стимулированию роста инвестиций и производства. Однако рыночный механизм, отвечая на повысившийся уровень дохода и соответствующее повышение спроса на деньги, увеличивает ставку процента, что блокирует инвестиции.
Таким образом, рыночный механизм, отреагировав на государственное вмешательство, в конечном счете гасит первоначальный импульс. Это значит, что в долгосрочной перспективе ставка процента слабо подвержена регулирующему воздействию. Политика дальнейшего наращивания денежной массы приводит не только к инфляционному финансированию, но и к бесконечной эластичности спроса на деньги по проценту. В результате экономика попадает в ликвидную ловушку, описанную Д. Робертсоном. Дальнейшее наращивание денежной массы не даст эффекта, так как ставка процента не опустится ниже определенного минимума. В этой ситуации инвестиционный рынок не получит импульса от денежного, что приведет к блокированию инвестиций, спаду производства.
Поскольку денежно-кредитная политика оказывается недействительной, кейнсианская модель предполагает использование фискальной политики для стабилизации экономики, в частности увеличение государственных расходов. Эта мера может оказать стимулирующее действие на инвестиционный спрос, однако приведет к увеличению дефицита госбюджета. Попытка его финансирования инфляционным способом -- за счет займов на кредитном рынке может усилить рыночное неравновесие.
Во-первых, она приведет к оттоку денежных средств с рынка частных инвестиций в государственные обязательства, являющиеся более надежными, в результате чего сбережения будут направлены на покрытие дефицита государственного бюджета, а не инвестиционного спроса фирм, определяющего инвестиционный процесс в рыночной экономике. Во-вторых, нехватка денежных средств на рынке ссудного капитала обусловит рост ставок банковского кредита, снижение курса ценных бумаг, что также уменьшает инвестиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде кейнсианские рекомендации недостаточно эффективны. Кроме того, рассмотренному механизму присущи и внутренние противоречия.
2. Монетаризм
В отличие от кейнсианской теории монетаризм предполагает, что дискретная политика государства по манипулированию денежным предложением препятствует функционированию рыночной экономики, которая обладает высокой степенью стабильности. Постоянное вмешательство государственных органов управления приводит к искажению рыночной конъюнктуры, лишает хозяйствующие субъекты экономических ориентиров. Регулирование инвестиций посредством воздействия на процентную ставку вызывает нарушение механизма саморегулирования, ведет к резким колебаниям денежной массы в обращении, росту инфляции. Поэтому для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка.
Регулирование величины и темпов роста денежной массы осуществляется методом таргетирования, предполагающего установление целевых ориентиров роста денежных агрегатов, на предстоящий период исходя из ожидаемого повышения производственного потенциала и роста цен в течение таргетируемого периода, а также учет количественных параметров денежной массы в действиях всех участников рынка.
Стабилизация цен, нивелирование инфляционной компоненты в результате политики таргетирования ведет к стимулированию конкуренций. В этих условиях происходит восстановление механизма равновесных цен, ориентирующих инвестора на вложение в более прибыльные сферы инвестиционной деятельности.
3. Теория экономики предложения
Акцент на необходимость поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к всемерному стимулированию предложения, частного предпринимательства, является ключевой идеей не только монетаризма, но и теории экономики предложения. При наличии общих позиций монетаризм и теория экономики предложения имеют ряд существенных разногласий. Монетаристы также выступают за налоговое стимулирование, однако не за счет сохранения бюджетного дефицита, минимизация которого ставится ими во главу угла. Таким образом, авторы теории предложения, отрицая кейнсианские идеи о бюджетном дефицитном финансировании, по существу, возвращаются к ним в модифицированном виде: не как к активному инструменту стимулирования экономической деятельности, а как к возможному результату.
4. Структурализм
Кроме указанных концепций государственного регулирования в мировой практике используются рекомендации и других экономических направлений. Так, в развивающихся странах, имеющих долгосрочный опыт высокой инфляции, сформировались теории структурной инфляции.
В них рассматривается такой вариант инфляции, которая протекает как динамический процесс, вызванный диспропорциями между различными сферами и отраслями производства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, низкой подвижностью факторов производства, негибкостью цен. Механизм инфляции связывается со структурой спроса, перемещение которого в условиях индустриализации стимулирует сдвиги в производстве и потреблении, вызывает повышение цен, а затем и рост массы денег в обращении. Структуралисты считают, что для сдерживания инфляции использования только денежного, ценового и финансового регулирования не достаточно, необходимы прежде всего изменения в структуре экономики на базе стимулирования сбалансированного экономического роста, ликвидации диспропорций, эластичности предложения и цен.
- Тема 1: Экономическая сущность и формы инвестиций
- 1. Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- 2. Формирование рыночного подхода к анализу инвестиций
- 3. Инвестиционная деятельность
- 4. Роль инвестиций в развитии экономики
- 5. Классификация форм и видов инвестиций
- Тема 2: Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка.
- 6. Инвестиционный рынок: общие положения
- 7. Конъюнктура инвестиционного рынка. Стадии конъюнктурного цикла
- 8. Особенности формирования инвестиционного спроса и инвестиционного предложения
- 9. Равновесие на инвестиционном рынке
- 10. Инфраструктура инвестиционного процесса. Коммерческие банки и инвестиционные институты
- 11. Инфраструктура инвестиционного процесса. Небанковские кредитно-финансовые институты
- Тема 3: Источники финансирования инвестиционного процесса
- 12.Понятие инвестиционных ресурсов и их виды
- 14. Бюджетное финансирование и его особенности
- 15.Банковский кредит как внешний источник финансирования инвестиционной деятельности
- 16. Ипотечное кредитование как источник инвестиций. Особенности программы ипотечного кредитования в Орловской области
- 19.Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности
- 20.Форфейтинг и факторинг как источники привлечения капитала.
- 21. Иностранные инвестиции как источник инвестиционной деятельности
- 22. Понятие виды инвестиционных проектов
- 23 . Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта.
- 25. Методы оценки эффективности, основанные на дисконтировании.
- 26 Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта
- 27. Оценка инвестиционных качеств эффективности финансовых инструментов
- 28.Программные продукты, используемые при оценке эффективности инвестиций
- 29. Инвестиционные риски: сущность и классификация
- 30. Процесс регулирования инвестиционных рисков
- 31. Концепции государственного регулирования инвестиций
- 32.Инвестиционная политика, её сущность и роль в современных условиях
- 33. Масштабы и причины инвестиционного кризиса переходного периода
- 34. Приоритеты инвестиционной политики государства
- 35. Формирование и развитие региональных экономических систем
- 36. Инвестиционная деятельность в Орловской области в переходной период и на современном этапе
- 37. Направления активизации инвестиционной политики в Орловской области
- 38. Понятие инвестиционного климата
- 39. Условия и факторы, формирующие инвестиционный климат
- 40. Оценка состояния инвестиционного климата