logo
Инвестиционный анализ, Аюпова С

Тема 20. Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соот­ветствующего (федерального, регионального и местного) бюд­жета.

Основным показателем бюджетной эффективности, исполь­зуемым для обоснования предусмотренных в проекте мер феде­ральной, региональной, финансовой поддержки, является бюд­жетный эффект.

Бюджетный эффект для (-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюдже­та Д, над расходами Р, в связи с осуществлением данного проекта:

Бtt – Рt

Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета Динт. над интеграль­ными бюджетными расходами РИНТ.

В состав расходов бюджета включаются:

• средства, выделяемые для прямого бюджетного финансиро­вания проекта;

• кредиты Центрального, региональных и уполномоченных бан­ков для отдельных участников реализации проекта, выделя­емые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета; -

• прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

• выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании им­портного оборудования и материалов вместо аналогичных ото" чественных);

• выплаты по государственным ценным бумагам;

• государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

• средства, выделяемые из бюджета для ликвидации послед­ствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реали­зации проекта. В состав доходов бюджета включаются:

• налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные пла­тежи данного года в бюджет с российских и иностранных пред­приятий и фирм, в частности, относящиеся к осуществлению проекта;

• увеличение (уменьшение, со знаком «минус») налоговых по­ступлений от сторонних предприятий, обусловленное влия­нием реализации проекта на их финансовое положение;

• поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в со­ответствии с проектом;.

• эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществ­ление проекта;

• дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансиро­вания проекта;

• поступления в бюджет подоходного налога с заработной пла­ты российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

• поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами; плата за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т. п. в части, зависящей от осуществления проекта;

• доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на развед­ку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотрен­ных проектом;

• повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

• штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональ­ное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов:

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов опре­деляются также дополнительные показатели бюджетной эф­фективности:

• внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитывае­мая по общим принципам;

• срок окупаемости бюджетных затрат;

• степень финансового участия государства (региона) в реали­зации проекта, рассчитываемая по формуле:

где РИНТ — интегральные бюджетные расходы;

ЗИНТ — интегральные затраты по бюджету, рассчитываемые на уровне государства или региона.

По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие рас­ходов в иностранной валюте и (или) валютные поступления в бюд­жет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пере­считываемой в валюту Российской Федерации по установленным курсам.