logo search
Фин

2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением о МНС Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 (с изменениями и дополнениями) «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»).

Основными задачами МНС являются (п. 4 Положения):

1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов и имущества, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);

2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

3. Учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

4. Разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений по совершенствованию налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

8. Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

МНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, установленные п. 5 Положения.

МНС имеет право:

1. Получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

2. Вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

3. При проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

4. Запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию в установленном законодательством порядке;

5. Доступа при проведении налоговой проверки на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательством;

6. При осуществлении контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с законодательством обследование принадлежащих организациям и физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются и могут использоваться для извлечения доходов;

7. Взыскивать в установленном порядке:

- неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов;

- денежные средства, полученные от реализации имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, наложенных штрафов, а также подлежащие перечислению в бюджет за полученное для собственного либо иного использования имущество, не внесенные в установленные сроки в доход республиканского и (или) местного бюджетов;

- возмещенные расходы по хранению, проведению обязательной сертификации, экспертной оценки, государственной санитарно-гигиенической и иных видов экспертиз, транспортные расходы по доставке к месту хранения и (или) реализации имущества должника, не реализованного и подлежащего возврату;

8. Приостанавливать в случаях, установленных законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

9. В целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

10. Приостанавливать или запрещать в установленном порядке реализацию алкогольной продукции и табачных изделий, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов;

11. Принимать в соответствии с законодательными актами решения об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, о прекращении действия специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками;

12. Заявлять ходатайства о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, прекращения действия их специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности;

13. Проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства, установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций;

14. Вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

15. Обращаться в установленном законодательством порядке в общие и хозяйственные суды с исками (заявлениями);

16. Изымать при проведении выездной налоговой проверки в случаях и порядке, установленных законодательством, кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры для их направления на техническое освидетельствование;

17. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

МНС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В качестве территориальных органов, МНС создает инспекции МНС по областям, районам, городам (не имеющим районного деления) и районам в городах (всего на 25.03.2010 года – 157 инспекций).

Структурными подразделениями МНС являются:

- Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;

- Главное управление методологии налогообложения организаций;

- Главное управление налогообложения физических лиц;

- Главное управление международного налогового сотрудничества;

- Главное управление учета налогов и ведомственного контроля;

- Главное управление информационных технологий;

- Главное управление организации контрольной деятельности;

- Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий;

- Управление организационно-кадровой политики;

- Юридическое управление;

- Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;

- Управление собственной безопасности и спецработы;

- Отдел информационно-разъяснительной работы.

Информацию о структуре и деятельности МНС можно получить на официальном сайте министерства (http://www.nalog.by).