12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
Валютное регулирование- деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.
Валютно-правовое регулирование осуществляется на двух уровнях:
1. Нормативном– осуществляется разработка, утверждение, реализация и контроль за выполнением норм, объектом которых являются отношения, связанные с движением валютных ценностей;
2. Индивидуальном– заключается в применении норм валютного законодательства к конкретным валютным отношениям.
Систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь определяет Президент Республики Беларусь, который принимает и иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.
Национальный банккак орган валютного регулирования в пределах своей компетенции (ст. 21 Закона о валютном регулировании и контроле):
1. Устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
2. Создает золотовалютные резервы и управляет ими;
3. Регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
4. Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
5. Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
6. Устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
7. Устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;
8. Устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой, а также порядок лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой;
9. Устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
10. Устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;
11. Определяет в соответствии с валютным законодательством функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
12. Привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
13. Выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательством;
14. В случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;
15. Осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.
Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.
Совет Министров Республики Беларуськак орган валютного регулирования в пределах своей компетенции (ст. 22 Закона о валютном регулировании и контроле):
1. Принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
2. Осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.
Валютный контроль- деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.
Основными направлениями валютного контроляявляются:
1. Определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
2. Обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
3. Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
4. Проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
5. Анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Органами валютного контроляв Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст. 24 Закона о валютном регулировании и контроле).
Совет Министров Республики Беларуськак орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Национальный банккак орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Комитет государственного контролякак орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.
Государственный таможенный комитеткак орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством.
При осуществлении валютного контроля органы валютного контроляв рамках своей компетенциивправе:
1. Проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;
2. Осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
3. Получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
4. Приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
5. Применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
6. Осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля.
Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.
Орган валютного контроля, получивший документально подтвержденную информацию о нарушении валютного законодательства резидентом или нерезидентом, валютный контроль за деятельностью которого не входит в компетенцию этого органа, обязан передать указанные документы соответствующему органу валютного контроля.
Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.
Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля подлежат предварительному согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.
Помимо органов валютного контроля законодательство предусматривает систему агентов валютного контроля.
Агентами валютного контроляв Республике Беларусь являются (если иное не определено Президентом Республики Беларусь):
1. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
2. Областные (Минский городской) исполнительные комитеты;
3. Таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (ст. 26 Закона о валютном регулировании и контроле).
Республиканские органы государственного управленияи иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:
- осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;
- принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;
- представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;
- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организацииосуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.
Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:
- осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;
- приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;
- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:
- если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;
- если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;
- если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;
- в иных случаях, установленных законодательством.
При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.
Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.
Таможникак агенты валютного контроля:
- производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;
- контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;
- осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.
Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.
- Оглавление
- Тема 1. Понятие финансового права 7
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства 16
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь 39
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 69
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь 88
- Тема 1. Понятие финансового права
- 1.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права
- 1.3. Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства
- 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
- 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
- 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
- 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
- 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
- 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
- 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
- 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
- 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
- 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь
- 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
- 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
- 4.4. Понятие и функции бюджета
- 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
- 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
- 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
- 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
- 5.2. Порядок составления бюджета
- 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
- 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
- Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
- 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
- 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
- Тема 7. Государственный долг республики беларусь
- 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
- 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
- 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
- Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
- 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
- 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
- 8.3. Виды налогов, их структура
- 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Тема 9. Финансы государственных предприятий
- 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
- 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
- 9.3. Финансирование расходов предприятия
- Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
- 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
- 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
- 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
- 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
- Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
- 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
- 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
- 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
- Тема 13. Денежная система республики беларусь
- 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
- 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
- 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота