2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
Финансовая деятельность государства- это осуществление государством функции планомерного образования, распределения и использования денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.
Выделяют два вида отношений, складывающихся в процессе финансовой деятельности государства:
отношения между государственными органами, осуществляющими финансовую деятельность;
отношения между этими органами и иными юридическими и физическими лицами;
В процессе финансовой деятельности решаются следующие задачи:
своевременно, согласно с утверждёнными бюджетами, собрать необходимые денежные средства;
распределить и использовать собранные средства в соответствии с целевым назначением.
Существование финансовой деятельности государства обусловлено тем, что государство распределяет и перераспределяет национальный доход с целью удовлетворения потребностей всего общества.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Выделяют:
- методы образования денежных средств (методы мобилизации), включающие метод установления обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, платежей по обязательному страхованию) и метод привлечения добровольных платежей (размещение государственных займов, пожертвования юридических и физических лиц и т.д.).
- методы распределения и использования фондов денежных средств, к которым относятся:
1) основные методы:
- финансирование - это выделение средств из бюджета на безвозмездной, безвозвратной, плановой и целевой основе.
- кредитование - это плановая, целевая, но возвратная выдача средств в форме бюджетных займов, бюджетных ссуд или бюджетных кредитов.
2) неосновные:
-расчёты с держателями государственных ценных бумаг;
-выплаты страховых возмещений по государственному страхованию;
- бюджетные трансферты населению;
- межбюджетные трансферты и др.
Финансовая деятельность государства осуществляется в следующих правовых формах:
издание нормативных актов, совокупность которых составляет финансовое законодательство;
издание индивидуальных финансово-правовых актов для регулирования конкретных финансовых правоотношений;
заключение финансовых договоров.
В числе финансовых актов выделяют особую группу - финансово-плановые акты. Их особенность в том, что они сочетают черты индивидуального и нормативного акта. Они регулируют процессы разработки, исполнения и исполнения финансовых планов. В частности, к таким актам относятся ежегодно принимаемый закон о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов, которыми утверждаются местные бюджеты.
Финансовая деятельность государства основывается на следующих принципах:
1) принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых отношений;
2) принцип единства – все органы, осуществляется финансовую деятельность, руководствуются единой финансово-бюджетной политикой, правовой базой и, в конечном счете, преследуют одну цель;
3) принцип согласованности – финансовая деятельность органов ее осуществляющих должна строиться согласованно с деятельностью субъектов денежно-кредитных отношений;
4) принцип неравноправия сторон – в финансовых отношениях нет равенства сторон, поскольку основной метод регулирования этих отношений – метод властных предписаний, а одной из сторон этих отношений выступает государство в лице органов, представляющих его интересы;
5) принцип самостоятельности – органы, осуществляющие финансовую деятельность, самостоятельны в рамках, установленных законодательством. Это проявляется, в частности, в самостоятельности бюджетов всех уровней, в праве местных органов власти вводить местные налоги и сборы и т.д.
6) принцип планирования – деятельность государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов осуществляется на плановых началах. Относительно всех денежных фондов ежегодно принимаются планово-финансовые акты, определяющие размеры и источники доходов, суммы и направления расходов. На необходимость финансового планирования указывает и Конституция Республики Беларусь, устанавливая обязательность ежегодного представления исполнительной властью всех уровней бюджетов на рассмотрение и утверждение представительной власти.
7) принцип разграничения компетенции – законодательство четко разграничивает компетенцию органов представительной и исполнительной власти в финансовых вопросах.
8) принцип гласности – информация о финансовой деятельности государства, как правило, не является закрытой, подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещается на официальных сайтах государственных органов и сети Интернет.
- Оглавление
- Тема 1. Понятие финансового права 7
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства 16
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь 39
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 69
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь 88
- Тема 1. Понятие финансового права
- 1.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права
- 1.3. Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства
- 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
- 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
- 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
- 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
- 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
- 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
- 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
- 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
- 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
- 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь
- 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
- 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
- 4.4. Понятие и функции бюджета
- 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
- 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
- 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
- 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
- 5.2. Порядок составления бюджета
- 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
- 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
- Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
- 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
- 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
- Тема 7. Государственный долг республики беларусь
- 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
- 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
- 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
- Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
- 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
- 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
- 8.3. Виды налогов, их структура
- 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Тема 9. Финансы государственных предприятий
- 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
- 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
- 9.3. Финансирование расходов предприятия
- Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
- 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
- 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
- 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
- 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
- Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
- 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
- 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
- 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
- Тема 13. Денежная система республики беларусь
- 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
- 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
- 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота