logo
Фин

5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс– регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

В Республики Беларусь бюджетный (финансовый) год совпадает с календарным (1 января – 31 декабря). Но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом, под которым понимается время от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об его исполнении.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии:

1. Составление проекта бюджета – до 1 сентября года, предшествующего началу нового бюджетного года;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета – до 1 декабря года, предшествующего началу нового бюджетного года;

3. Исполнение бюджета – в течении года действия закона о бюджете;

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета – до 1 июня года, следующего за отчетным.

Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности, и данный порядок изменению не подлежит. На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

Регулирование бюджетного процесса осуществляется путем применения норм бюджетного права (Бюджетный кодекс, закон о республиканском бюджете), кроме того субъекты бюджетного процесса руководствуются нормами регламентного характера, содержащимися в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь», Законе Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь», Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» и др. нормативными актами, в частности, издаваемыми Министерством финансов, в функции которого входит организация бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий разрабатывают свою нормативную базу, регламентирующую осуществление бюджетного процесса в регионах.

Бюджетному процессу присущи принципы лежащие в основе бюджетной системы Республики Беларусь (см. вопрос 3 темы «Бюджетное право Республики Беларусь»). Кроме того существуют характерные принципы бюджетного процесса:

1. Принцип ежегодностиозначает, что бюджет принимается сроком на один год – с 1 января по 31 декабря. Другой стороной этого принципа является принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более адресно подходить к распределению бюджетных средств.

2. Принцип специализации бюджетных показателей, который означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь составляются в соответствии с единой бюджетной классификацией. При этомбюджетная классификация Республики Беларусь- систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей. Бюджетная классификация регламентируется гл. 4 Бюджетного кодекса.

3. Принцип разграничения компетенциимежду органами представительной и исполнительной властей. По действующему законодательству Республики Беларусь составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета – к функциям органов представительной власти. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей. Кроме того, контроль за исполнением бюджетов является совместной компетенцией двух ветвей власти.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Республики Беларусь;

2. Парламент Республики Беларусь;

3. Правительство Республики Беларусь;

4. Местные Советы депутатов;

5. Местные исполнительные и распорядительные органы;

6. Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

7. Национальный банк Республики Беларусь;

8. Иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

9. Распорядители и получатели бюджетных средств. Получатель бюджетных средств- бюджетная или иная организация, физическое лицо, имеющие право на получение бюджетных средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное использование бюджетных средств.Распорядитель бюджетных средств- организация, которая в соответствии с Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законодательства имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции;

10. Банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.