logo
Фин

2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Комитету государственного контроля Республики Беларусь посвящена глава 8 Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 129 Конституции, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством, и прежде всего, Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369 (с изменениями и дополнениями) «О комитете государственного контроля Республики Беларусь» и Положением «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 г. № 647).

КГК обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности. Так, в соответствии со ст. 2 Закона КГК и п. 9.1. Положения, КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

1. Исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2. Расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3. Исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

4. Соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

5. Соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

6. Состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

7. Соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей, и др.

Для реализации обширного перечня направлений деятельности КГК и его территориальные органы правомочны:

- получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;

- получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков необходимую для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов;

- проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

- запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных проверками (ревизиями);

- привлекать в установленном законодательством порядке к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;

- направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к компетенции КГК и его территориальных органов;

- давать заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.

В структуру КГК входят:

- Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля;

- Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля;

- Главное управление контроля бюджетно–финансовой сферы и деятельности государственных органов

- Главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства;

- Главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы;

- Главное управление контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью;

- Главное управление контроля по г. Минску;

- Главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов;

- Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг;

- Главное экспертно–правовое управление;

- Главное информационно–аналитическое управление;

- Секретариат;

- Управление инспекционно–кадровой работы;

- Финансово–хозяйственное управление;

- Отдел координации деятельности контролирующих органов;

- Отдел по работе с обращениями граждан;

- Комитеты государственного контроля областей;

- Управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску;

- Межрайонные комитеты государственного контроля;

- Межрайонные отделы управлений Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску.

Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований КГК (далее - Департамент), созданному на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. Департамент является отдельным структурным подразделением КГК.

В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску (территориальные органы финансовых расследований).

Департамент возглавляет заместитель Председателя КГК - директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.

Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного Контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 16.07. 2008 г. № 414 - З «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 6 указанного закона основными задачами органов финансовых расследований являются:

1. Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;

2. Производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;

3. Разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;

4. Взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.

В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга КГК Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 апреля 2006 года), (далее – Указ № 408) в структуре КГК образован Департамент финансового мониторинга (далее - Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица.

К основным задачам Департамента относятся:

1. Принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

2. Создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;

3. Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Департамент имеет право запрашивать в установленном порядке у государственных органов Республики Беларусь, в том числе Национального банка, а также у лиц, осуществляющих финансовые операции, информацию (за исключением информации о частной жизни граждан) по вопросам относящимся к его ведению; определять в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции методические материалы, программы и рекомендации; осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информацию о деятельности КГК и его структурных подразделений можно получить на официальном сайте комитета (http://www.kgk.gov.by).