2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Комитету государственного контроля Республики Беларусь посвящена глава 8 Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 129 Конституции, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.
Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством, и прежде всего, Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369 (с изменениями и дополнениями) «О комитете государственного контроля Республики Беларусь» и Положением «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 г. № 647).
КГК обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности. Так, в соответствии со ст. 2 Закона КГК и п. 9.1. Положения, КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:
1. Исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
2. Расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;
3. Исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
4. Соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;
5. Соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
6. Состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
7. Соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей, и др.
Для реализации обширного перечня направлений деятельности КГК и его территориальные органы правомочны:
- получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;
- получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков необходимую для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов;
- проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
- запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных проверками (ревизиями);
- привлекать в установленном законодательством порядке к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;
- направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к компетенции КГК и его территориальных органов;
- давать заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.
В структуру КГК входят:
- Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля;
- Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля;
- Главное управление контроля бюджетно–финансовой сферы и деятельности государственных органов
- Главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства;
- Главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы;
- Главное управление контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью;
- Главное управление контроля по г. Минску;
- Главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов;
- Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг;
- Главное экспертно–правовое управление;
- Главное информационно–аналитическое управление;
- Секретариат;
- Управление инспекционно–кадровой работы;
- Финансово–хозяйственное управление;
- Отдел координации деятельности контролирующих органов;
- Отдел по работе с обращениями граждан;
- Комитеты государственного контроля областей;
- Управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску;
- Межрайонные комитеты государственного контроля;
- Межрайонные отделы управлений Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску.
Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований КГК (далее - Департамент), созданному на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. Департамент является отдельным структурным подразделением КГК.
В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску (территориальные органы финансовых расследований).
Департамент возглавляет заместитель Председателя КГК - директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.
Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного Контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 16.07. 2008 г. № 414 - З «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь».
В соответствии со ст. 6 указанного закона основными задачами органов финансовых расследований являются:
1. Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;
2. Производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
3. Разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;
4. Взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.
В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга КГК Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 апреля 2006 года), (далее – Указ № 408) в структуре КГК образован Департамент финансового мониторинга (далее - Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица.
К основным задачам Департамента относятся:
1. Принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
2. Создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
3. Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Департамент имеет право запрашивать в установленном порядке у государственных органов Республики Беларусь, в том числе Национального банка, а также у лиц, осуществляющих финансовые операции, информацию (за исключением информации о частной жизни граждан) по вопросам относящимся к его ведению; определять в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции методические материалы, программы и рекомендации; осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Информацию о деятельности КГК и его структурных подразделений можно получить на официальном сайте комитета (http://www.kgk.gov.by).
- Оглавление
- Тема 1. Понятие финансового права 7
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства 16
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь 39
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 69
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь 88
- Тема 1. Понятие финансового права
- 1.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права
- 1.3. Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства
- 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
- 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
- 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
- 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
- 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
- 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
- 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
- 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
- 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
- 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь
- 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
- 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
- 4.4. Понятие и функции бюджета
- 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
- 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
- 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
- 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
- 5.2. Порядок составления бюджета
- 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
- 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
- Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
- 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
- 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
- Тема 7. Государственный долг республики беларусь
- 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
- 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
- 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
- Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
- 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
- 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
- 8.3. Виды налогов, их структура
- 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Тема 9. Финансы государственных предприятий
- 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
- 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
- 9.3. Финансирование расходов предприятия
- Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
- 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
- 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
- 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
- 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
- Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
- 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
- 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
- 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
- Тема 13. Денежная система республики беларусь
- 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
- 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
- 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота