7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
Осуществление государственных заимствований регламентируется главой 9 Бюджетного кодекса, законом о бюджете, а также актами Президента, Правительства и Министерства финансов.
Государственные заимствования- привлечение государственных займов.
Государственные займы, в свою очередь,- это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.
Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь.
От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь.
Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
При этом лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга- максимально допустимые суммы внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового года.
Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.
При подготовке предложений по выбору кредитора, срока, валюты и других условий государственного заимствования Министерство финансов должно исходить из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.
Осуществление заимствований местными бюджетами допускается только в формах бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов и займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Предоставление банками кредитов местным исполнительным и распорядительным органам не допускается.
В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса, долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:
1. Кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
2. Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
3. Договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
4. Займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
5. Договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
6. Договоров о получении бюджетных кредитов.
Государственный долг Республики Беларусьвключает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
Государство осуществляет управление, обслуживание и погашение государственного долга.
Управление государственным долгомРеспублики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.
Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
1. Минимизация стоимости долга для заемщика;
2. Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
3. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием средств предоставленных займов.
4. Обеспечение своевременного погашения займов.
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь- уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.
Под погашением государственного долгаРеспублики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.
Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Государственные займы можно классифицироватьпо ряду признаков:
По субъектам заемных отношений:
- размещаемые центральными органами управления;
- размещаемые местными органами управления.
2. В зависимости от места размещения:
- внутренние – займы, размещаемые внутри страны среди резидентов;
- внешние – займы, размещаемые за пределами страны.
3. В зависимости от обращения на рынке:
- рыночные – это займы, которые свободно продаются и покупаются на рынке капиталов. Данные займы являются основными при финансировании дефицита бюджета.
- нерыночные – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются для привлечения определенных инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения:
- краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;
-долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 1 года.
5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
- закладные (обеспечиваются каким-либо конкретным имуществом) – обычно выпускаются местными органами управления;
- беззакладные – в качестве обеспечения служит все имущество государства.
6. По характеру выплачиваемого дохода:
- выигрышные – выплата дохода осуществляется на основе лотереи;
- процентные (купонные) – доход выплачиваются в виде установленного процента на основе купонов;
- с нулевым купоном (дисконтные) – как правило, краткосрочные обязательства, которые размещаются по цене ниже номинальной, а выкупаются по цене номинала.
Как финансовая категория государственные займы выполняют две функции:
1. Фискальную – государство за счет заемных средств осуществляет формирование части доходов бюджетов и обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующую – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке капиталов, на производство и занятость.
С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относятся:
- конверсия займа– изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;
- консолидация займа– увеличение срока действия уже выпущенных займов;
- унификация займа – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
- реструктуризация долга - основанное на соглашении с кредитором прекращение долговых обязательств, с заменой этих обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения;
- отсрочка погашения займа– изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
- аннулирование долга– полный отказ государства от своих обязательств.
- Оглавление
- Тема 1. Понятие финансового права 7
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства 16
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь 39
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 69
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь 88
- Тема 1. Понятие финансового права
- 1.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права
- 1.3. Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства
- 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
- 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
- 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
- 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
- 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
- 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
- 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
- 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
- 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
- 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь
- 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
- 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
- 4.4. Понятие и функции бюджета
- 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
- 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
- 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
- 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
- 5.2. Порядок составления бюджета
- 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
- 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
- Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
- 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
- 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
- Тема 7. Государственный долг республики беларусь
- 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
- 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
- 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
- Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
- 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
- 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
- 8.3. Виды налогов, их структура
- 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Тема 9. Финансы государственных предприятий
- 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
- 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
- 9.3. Финансирование расходов предприятия
- Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
- 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
- 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
- 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
- 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
- Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
- 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
- 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
- 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
- Тема 13. Денежная система республики беларусь
- 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
- 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
- 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота