logo
Фин

7.1. Понятие и содержание государственных заимствований

Осуществление государственных заимствований регламентируется главой 9 Бюджетного кодекса, законом о бюджете, а также актами Президента, Правительства и Министерства финансов.

Государственные заимствования- привлечение государственных займов.

Государственные займы, в свою очередь,- это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.

Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь.

От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь.

Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

При этом лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга- максимально допустимые суммы внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового года.

Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.

При подготовке предложений по выбору кредитора, срока, валюты и других условий государственного заимствования Министерство финансов должно исходить из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.

Осуществление заимствований местными бюджетами допускается только в формах бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов и займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Предоставление банками кредитов местным исполнительным и распорядительным органам не допускается.

В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса, долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:

1. Кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

2. Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

3. Договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;

4. Займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

5. Договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

6. Договоров о получении бюджетных кредитов.

Государственный долг Республики Беларусьвключает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Государство осуществляет управление, обслуживание и погашение государственного долга.

Управление государственным долгомРеспублики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.

Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1. Минимизация стоимости долга для заемщика;

2. Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

3. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием средств предоставленных займов.

4. Обеспечение своевременного погашения займов.

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь- уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.

Под погашением государственного долгаРеспублики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Государственные займы можно классифицироватьпо ряду признаков:

  1. По субъектам заемных отношений:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения:

- внутренние – займы, размещаемые внутри страны среди резидентов;

- внешние – займы, размещаемые за пределами страны.

3. В зависимости от обращения на рынке:

- рыночные – это займы, которые свободно продаются и покупаются на рынке капиталов. Данные займы являются основными при финансировании дефицита бюджета.

- нерыночные – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются для привлечения определенных инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения:

- краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;

-долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 1 года.

5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

- закладные (обеспечиваются каким-либо конкретным имуществом) – обычно выпускаются местными органами управления;

- беззакладные – в качестве обеспечения служит все имущество государства.

6. По характеру выплачиваемого дохода:

- выигрышные – выплата дохода осуществляется на основе лотереи;

- процентные (купонные) – доход выплачиваются в виде установленного процента на основе купонов;

- с нулевым купоном (дисконтные) – как правило, краткосрочные обязательства, которые размещаются по цене ниже номинальной, а выкупаются по цене номинала.

Как финансовая категория государственные займы выполняют две функции:

1. Фискальную – государство за счет заемных средств осуществляет формирование части доходов бюджетов и обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующую – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке капиталов, на производство и занятость.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относятся:

- конверсия займа– изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

- консолидация займа– увеличение срока действия уже выпущенных займов;

- унификация займа – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

- реструктуризация долга - основанное на соглашении с кредитором прекращение долговых обязательств, с заменой этих обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения;

- отсрочка погашения займа– изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

- аннулирование долга– полный отказ государства от своих обязательств.