4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
Субъекты бюджетного права– носители бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования бюджетов всех уровней.
Субъекты бюджетного права определяются по его предмету, т.е. регулируемым отношениям.
К субъектам бюджетного права относятся:
Республика Беларусь. Основная особенность бюджетно-правового статуса Республики Беларусь состоит в том, что бюджетные полномочия представляют собой неотъемлемую часть компетенции суверенного государства.
Административно - территориальные единицы. Бюджетно-правовой статус административно-территориальных единиц характеризуется совокупностью материальных бюджетных прав, прежде всего – право на бюджет.
Государственные органы, которые в качестве субъектов бюджетного права представлены:
- высшими и местными представительными органами;
- органами государственного управления общей компетенции;
- органами государственного управления специальной компетенции.
Государственные органы вступают в бюджетные отношения как непосредственные их участники, главным образом, в процессе осуществления их процессуальных полномочий. Вместе с тем государственные органы имеют право на получение бюджетных ассигнований, т.е. имеют права и материального характера.
4. Бюджетные организации- организации, созданные (образованные) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций.
Субъекты бюджетного права, реализуя бюджетно-правовые нормы, вступают в бюджетные правоотношения.
Бюджетные правоотношения– это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию средств государственного и местных бюджетов.
Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности,свойственные только этому виду финансовых отношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:
Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда и денежных фондов соответствующих административно-территориальных образований.
Права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана.
В бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления.
Бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года.
Бюджетные отношения можно классифицироватьпо двум критериям:
- по функциональному признаку:
1. Отношения, касающиеся бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения, связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов государственного бюджета и распределением их между звеньями бюджетной системы.
3. Отношения по поводу разграничения полномочий, прав и обязанностей между республикой и местным управлением в бюджетном процессе.
4. Отношения по участию в бюджетном процессе.
5. Отношения по поводу организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса и применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
6. Отношения по поводу дефицита бюджета и источников его финансирования, а также по обслуживанию внутреннего государственного долга и т.д..
- по субъектному составуотношения складываются между:
Представительной и исполнительной властью.
Внутри представительной власти и внутри исполнительной власти по вертикали и по горизонтали.
Государством, в лице органов его представляющих, и юридическими лицами.
Республикой Беларусь и иностранными государствами и международными финансовыми организациями в связи с привлечением внешних займов и предоставлением внешних кредитов.
Правительством и Минфином по поводу организации бюджетного процесса.
Минфином и НБ по поводу кассового исполнения бюджета.
Минфином и МНС и ГТК, по поводу формирования доходной части бюджета.
- Оглавление
- Тема 1. Понятие финансового права 7
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства 16
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь 39
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 69
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь 88
- Тема 1. Понятие финансового права
- 1.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права
- 1.3. Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства
- 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
- 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
- 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
- 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
- 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
- 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
- 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
- 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
- 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
- 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь
- 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
- 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
- 4.4. Понятие и функции бюджета
- 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
- 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
- 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
- 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
- 5.2. Порядок составления бюджета
- 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
- 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
- Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
- 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
- 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
- Тема 7. Государственный долг республики беларусь
- 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
- 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
- 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
- Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
- 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
- 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
- 8.3. Виды налогов, их структура
- 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Тема 9. Финансы государственных предприятий
- 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
- 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
- 9.3. Финансирование расходов предприятия
- Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
- 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
- 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
- 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
- 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
- Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
- 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
- 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
- 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
- Тема 13. Денежная система республики беларусь
- 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
- 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
- 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота