4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
В целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, осуществляется регулирование межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
1. Разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
2. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
3. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.
В межбюджетных отношениях используются два основных метода:
- метод отчислений регулирующих доходов;
- метод оказания прямой финансовой поддержки.
Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Особенностью данных отчислений является подвижность их количественного состава и материального объема, что обусловлено ежегодностью принятия бюджетов всех уровней.
В случае недостатка собственных и регулирующих доходных источников бюджетным законодательством предусмотрена передача финансовых средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в виде межбюджетных трансфертов. Этот вид помощи имеет порой определяющее значение в обеспечении необходимыми средствами нижестоящих бюджетов, поскольку других источников пополнения средств нет.
Межбюджетные трансферты- бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.
В соответствии с главой 12 Бюджетного кодекса, межбюджетные трансферты предоставляются в формах:
1. Дотаций. Дотация- межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета. Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет предоставляется в случае превышения прогнозного объема расходов местного бюджета над прогнозным объемом его доходов. Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет может быть предоставлена только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов по необходимым для сбалансированности бюджета нормативам отчислений от установленных доходов.
2.Субвенций.Субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции предоставляются другому бюджету при передаче полномочий на осуществление функционального вида расходов, закрепленного за бюджетом в соответствии с БК, и используются по целевому назначению. Неиспользованные и использованные не в полном объеме субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.
Межбюджетные трансферты приостанавливаются, или их объем уменьшается в следующих случаях:
1. При несоблюдении местными исполнительными и распорядительными органами установленного законодательством порядка зачисления налогов, сборов (пошлин) и других доходов в вышестоящий бюджет;
2. При нецелевом использовании средств, выделенных из вышестоящего бюджета;
3. При имеющейся задолженности по платежам в вышестоящий бюджет.
- Оглавление
- Тема 1. Понятие финансового права 7
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства 16
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь 39
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 69
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь 88
- Тема 1. Понятие финансового права
- 1.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 1.2.Система и источники финансового права. Нормы финансового права
- 1.3. Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- Тема 2. Понятие финансов. Финансовая деятельность государства
- 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
- 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
- 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
- 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
- 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
- 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
- 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
- Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
- 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
- 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
- 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
- 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь
- 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
- 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
- 4.4. Понятие и функции бюджета
- 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
- 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
- 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
- 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
- Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
- 5.2. Порядок составления бюджета
- 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
- 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
- Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
- 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
- 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
- Тема 7. Государственный долг республики беларусь
- 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
- 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
- 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
- Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
- 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
- 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
- 8.3. Виды налогов, их структура
- 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Тема 9. Финансы государственных предприятий
- 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
- 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
- 9.3. Финансирование расходов предприятия
- Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
- 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
- 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
- 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
- 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
- Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
- 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
- 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
- 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
- Тема 13. Денежная система республики беларусь
- 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
- 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
- 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота