3. Условное деление.
Это особый случай – создание отделений со специальными целями – оффшор, подставные фирмы и другие. В некриминальной сфере целями их создания могут быть снижение налогов, перевод капиталов в другую страну для уменьшения политических рисков либо обхождение запретов антимонопольного законодательства. Реже встречаются и другие цели.
Итак, при делении могут появиться юридически самостоятельные или юридически несамостоятельные предприятия. Кроме того, они могут быть территориально обособленными или не обособленными.
Юридическая самостоятельность несамостоятельные самостоятельные
представи-тельство филиал дочернее предприятие зависимое предприятие
обособленные необособленные Территориальная обособленность
Рассмотрим варианты объединений предприятий.
- объединение независимых предприятий;
- объединение частично зависимых предприятий; - объединение зависимых предприятий.
1. Объединение независимых предприятий. В первом случае члены объединения сохраняют свою независимость и права в полном объеме. Структура объединения получается симметричной, т.к. все его члены имеют одинаковые права и обязанности. К таким объединениям относятсяассоциация (союз), картель и консорциум.
Ассоциация— добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.
В качестве особенностей ассоциацийможно назвать:
это самая “мягкая” форма интеграции компаний;
ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;
возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;
члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;
члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.
Картель– это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании (соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.). В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Картель, как правило, объединяет ряд компаний одной отрасли. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
Запрет может быть снят для следующих видов картелей:
- картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта;
- картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
- картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу;
- «кризисных» картелей, т.е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
Консорциум– временное договорное объединение для осуществления совместных проектов. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.
Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда имеется несколько (много) предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и/или цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов, члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.
Объединение частично зависимых предприятий.
Во втором случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения к моменту его создания в определенной степени зависят друг от друга, координируют всю или часть своей деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и в этом случае получается симметричная. К таким объединениям относятся синдикат и промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа.
Синдикат– объединение, имеющее общую структуру продвижения товаров и услуг на рынки, осуществляющее общее управление сбытом, а также общее планирование в части сбыта и маркетинга.
Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа– объединение предприятий, ведущее скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую, консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Нередко члены группы взаимно обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия.
3. Объединение зависимых предприятий.
В третьем случае часть членов объединения передают некоторые функции управления другим, теряя долю самостоятельности. Структура получается асимметричной, с разными правами и обязанностями у разных членов объединения. К таким объединениям относятся концерн, ФПГ (финансово-промышленные группы).
Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.
Особенности концернов:
- концерн обычно является объединением производственного характера;
- входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;
- в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;
- головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
- деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
- в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:
Вертикальный | Горизонтальный |
концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машино-строительные). | концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства. |
С точки зрениясистемы участия в капитале можно выделить два вида концернов:
концерн подчинения | концерн координации |
концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний | Концерн созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством. |
Концерн подчинениясоздается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, аконцерн координации– в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными. Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.
Финансово-промышленная группа– совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ. В РФ не допускается участие более чем в одной финансово-промышленной группе.
признак: | классификация: |
Договор о создании финансово-промышленной группы. | - наименование финансово-промышленной группы; - порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы; - порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы; - порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы; - объем, порядок и условия объединения активов; - цель объединения участников; - срок действия договора. |
Высший орган управления финансово-промышленной группой. |
Совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
|
Участники финансово-промышленной группы. | Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основные и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. |
Основные принципы функционирования ФПГ. В общем случае ФПГ могут быть трехвидов:
- вертикально интегрированные;
- горизонтально интегрированные;
- формирование ФПГ по двум направлениям
товарное отраслевое
объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров формирование по типу диверсифицированной отрасли более устойчиво в долгосрочной перспективе, однако возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации* ресурсов
* Аллокация ресурсов - распределение скудных ресурсов в соответствии с заданными целями.
- Введение
- Тема 1 Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия
- 1.2. Функции финансов организации.
- 1.3. Принципы организации финансов предприятия.
- 1.4. Финансовые ресурсы организации.
- Тема 2 Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью
- Коммерческие организации
- Организация юридического лица.
- Ликвидация юридического лица.
- Юридическое лицо
- Юридическое лицо
- Юридическое лицо
- Юридическое лицо
- Наиболее часто встречающиеся варианты слияния:
- Выделяют несколько вариантов деления предприятий:
- 1. Разделение на независимые фирмы.
- 2. Создание совместных предприятий.
- 3. Условное деление.
- Финансовые аспекты деятельности фпг.
- Классификация доходов и расходов организации
- Денежные потоки организации.
- 2.5.Формирование уставного капитала в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
- 2.6.Добавочный капитал как инструмент прироста стоимости имущества организации.
- 2.7. Особенности формирования резервного капитала и прочих резервов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса.
- 2.8.Нераспределенная прибыль как источник формирования специальных фондов предприятия.
- Тема 3 Финансирование затрат на производство и реализацию продукции
- 3.1. Экономическое содержание расходов и затрат предприятия.
- 3.2. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции.
- 3.3. Методы формирования расходов при определении финансового результата деятельности предприятия.
- 3.4. Методы формирования расходов предприятия при определении налогооблагаемой прибыли.
- Расходы организации
- 3.5. Смета затрат на производство и реализацию продукции.
- Тема 4 Выручка от реализации и валовой доход.
- 4.1. Выручка от реализации продукции и валовой доход предприятия. Виды выручки.
- 4.2. Методы отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение. Налог на добавленную стоимость.
- 4.3. Формирование и виды доходов при определении финансового результата деятельности организации.
- 4.4. Группировка доходов организации при формировании налогооблагаемой прибыли предприятия.
- Доходы организации
- 4.5. Планирование выручки от реализации продукции (услуг).
- 4.6. Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
- Тема 5 Чистый доход и денежные накопления.
- 5.1. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли.
- 5.2. Формирование финансового результата от основной деятельности предприятия. Налог на прибыль.
- 5.3. Планирование прибыли аналитическим методом и методом прямого счета. Сферы их применения, преимущества и недостатки.
- 5.4. Планирование прибыли на основе предельных издержек и предельного дохода (метод маржинального анализа).
- 5.5. Факторы роста прибыли. Зависимость прибыли от жизненного цикла продукции.
- Факторы роста прибыли
- 5.6. Распределение и использование прибыли.
- Тема 6 Формирование и использование основных фондов.
- 6.1. Экономическая природа, состав, методы оценки основных фондов.
- 6.2. Амортизация основных фондов и ее нормы. Методы начисления амортизации и их особенности.
- Амортизационные группы основных фондов
- 6.3. Аренда и арендные отношения. Формирование ставки арендной платы. Налог с имущества предприятия.
- 6.4. Инвестиции и их роль в совершенствовании воспроизводственной и технологической структуры основных фондов.
- 6.5. Ремонтный фонд на предприятии, его формирование и использование.
- 6.6. Оценка экономической эффективности использования основных фондов.
- Тема 7 Формирование и использование оборотных средств
- 7.1. Экономическое содержание оборотных средств организации, оборотного капитала, кругооборот оборотного капитала.
- 7.2. Состав и структура оборотных средств предприятия. Основы их организации.
- 7.3. Показатели эффективности использования оборотного капитала. Значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- 7.4. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Аналитический метод определения потребности в оборотных средствах.
- 7.5. Норматив оборотных средств, коэффициентный метод определения потребности в оборотных средствах.
- 7.6. Метод прямого счета как основной метод определения плановой потребности в оборотных средствах.
- 7.7. Источники формирования оборотного капитала предприятия.
- Тема 8 Финансовый план промышленного предприятия (Баланс доходов и расходов)
- 8.1. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
- 8.2. Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура.
- 8.3. Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана предприятии.
- 8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.
- Тема 9 Финансовое обеспечение предпринимательства
- 9.1. Взаимоотношение предприятий и коммерческих банков. Размещение средств предприятия коммерческими банками.
- 9.2. Методы оценки кредитоспособности заемщика банками.
- I. Методика оценки финансового состояния заемщиков – юридических лиц.
- II. Методика определения кредитоспособности заемщика в соответствии с "Регламентом предоставления кредитов юридическим лицам".
- Метод определения платежеспособности физических лиц, разработанная Сбербанком России.
- 9.4. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия:
- 9.4.1 Анализ и оценка имущественного положения предприятия.
- 9.4.2. Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности.
- 9.4.3. Анализ и оценка финансовой устойчивости организации.
- 9.4.4. Анализ и оценка деловой активности.
- 9.4.5. Анализ и оценка эффективности деятельности организации.
- Тема 10 Пути оздоровления финансов предприятий промышленности.
- Список литературы