logo
Корпоративные финансы

8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.

Бюджетирование – это:

Бюджет – это:

Каждый отдельный бюджет име­ет строго целевое назначение. Основной бюджет (главный бюджет) охватывает производство, реали­зацию, распределение и финансирование.

Цель вве­дения системы бюджетирования- достижение целей самой организации. Сущность бюджетирования состоит в том,что, исходя из стратегических и тактических целей, планируется деятельность организации, которая воплощается в конкретных показате­лях бюджетов, нацеленных на выполнение определенных корпоративных задач, и дан­ные которых идентифицируются средствамибухгалтерского учета.

Задачи бюджетирования:

1) Определение ключевых показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и отдельных ее структурных подразделений;

2) Постановка задач перед руководителями компании и их мотивация на достижение поставленных целей;

3) Координация действий подразделений компании и рациональное распределение человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов между ними;

4) Контроль над достижением запланированных производственных и финансово-экономических показателей;

5) Анализ отклонений от планов и выработка мероприятий по их ликвидации.

Функции бюджетирования:

  1. Инструмент текущего (краткосрочного) планирования. Бюджет указывает пути использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближай­шем будущем рыночных возможностей и оптимальной эффек­тивности (способности организации достигать поставленные цели, выраженные в виде финансовых показателей). Это направлено на предусмотрение возможных пробле­м и путей их разрешения.

  2. Контроль и оценка результативности деятельности на сравнении фактически достигнутых и плановых (бюджетных) показателей с целями организации (контроль с прямой связью). Бюджет позво­ляет проконтролировать воздействие множества факторов, влия­ющих на конечный результат.

  3. Сокращение издержекпутём привязки затрат к адресам их возникновения. Это устраняет конфликт между руководством предприятия (стремящемся уменьшить затраты) и её сотрудниками (хотят увеличить затраты). Также это заставляет подразделения искать возможность сокращения накладных расходов без ущерба для качества, что приводит к значительному сокращению затрат всей организации.

  4. Выделение наиболее и наименее эффективных направлений деятельности.Это позволяет стимулировать приоритетные направления деятельности и сокращать финансирование менее эффективных направлений.

  5. Обеспечение высокой стабильности бизнеса,поскольку позволяет развивать несколько независимых друг от друга направлений деятельности. Неудача подразделения по максимуму может привести только к его ликвидации и не нанесет серьезного ущерба всей организации. Оперативное прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности.

  6. Критерии эффективности работы менеджеров.Раз­личные составляющие бюджета определяют сферу ответственно­сти менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности линейного руководителя, часто становится ос­новой для оценки деятельности самого менеджера.

  7. Средства мотивации.Центры финансовой ответственности (ЦФО) или подразделения получают бонус от прибыли или от снижения затрат, или в зависимости от скорости выхода на самоокупаемость. Также это стимулирует инновационную инициативу и рационализаторскую деятельность как в интересах собственного подразделения, так и в интересах всей организации.

  8. Формирование коммуникационной среды и координация между подразделениями. Коммуникационная роль бюджети­рования будет особенно эффективна, если построить эту систе­му в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации.

  9. Экономия временичерез использование операций и статусов бюджетов, а также ведется контроль процесса разработки и заполнения данных при автоматизации бюджетирования.