4.5. Планирование выручки от реализации продукции (услуг).
В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал.
Годовое планирование выручкиэффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли, возможно, и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручкииспользуется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж (если имеет место налично-денежная выручка), торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов.
Существуют два метода определения плановой выручки: метод прямого счета и расчетный.
1. Метод прямого счетаоснован на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации(В)можно определить по следующей формуле:
В=Р-Ц, где
Р —объем сопоставимой реализованной продукции;
Ц—цена единицы реализованной продукции.
Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия к увеличению выпуска продукции, расширению его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров. Следовательно, объемы заказов на производимую продукцию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции.
2. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод,основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:
В = Он + Т— 0к , где
Он– нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
Т –товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Ок– остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.
При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода не имеется исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода. Ожидаемые остатки на начало планируемого периода при кассовом методе учета выручки состоят из готовой продукции на складе, в том числе товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк; товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок; товаров на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта.
При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных — на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.
Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов и расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.
Планирование остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.
На конец планируемого периода остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.
Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
• в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;
• в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
В условиях стабильного развития экономики, когда можно с достаточной достоверностью предсказать поведение экономических субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки.
В качестве примера рассмотрим два графика (рис. 5.1).
Рис. 5.1.
Зависимость цен, выручки и потребительского спроса
На графиках показана зависимость между применяемыми ценами, выручкой и потребительским спросом. Прямая Рхарактеризует изменение спроса на произведенную продукцию в зависимости от уровня цен. Видно, что зависимость обратно пропорциональная, т. е. чем выше уровень цен, тем ниже спрос и наоборот. Если установлена ценаРо,то графически весь объем планируемой выручки заключен в четырехугольникВОМК(рис. 5.1, а) и В1О1М1К1(рис. 5.1, б).
Что произойдет, если увеличить цены на выпускаемую продукцию? Тогда рост цен приведет к увеличению выручки на величину, эквивалентную четырехугольнику АВDСи А1В1D1С1,но одновременно уменьшит ее на величину, соответствующую четырехугольникамКМLDиK1M1L1D1,.
Задачей аналитического прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов, в нашем случае от цены при данном спросе.
На графиках видно, что в первом случае при увеличении цены предприятие ощутимо потеряет в выручке, а во втором, наоборот, приобретет.
Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями.
Предположим, что изменение цены в обоих случаях происходило на одинаковую величину. На графиках видно, что процентное изменение цен разное, во втором случае большее, чем в первом. Аналогичный вывод можно сделать и относительно изменений объема выручки. Эластичность спроса (Э) в нашем случае определяется по формуле:
Э = % изменения В : % изменения Ц,где
В—выручка;
Ц—цена.
Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, и если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки.
- Введение
- Тема 1 Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия
- 1.2. Функции финансов организации.
- 1.3. Принципы организации финансов предприятия.
- 1.4. Финансовые ресурсы организации.
- Тема 2 Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью
- Коммерческие организации
- Организация юридического лица.
- Ликвидация юридического лица.
- Юридическое лицо
- Юридическое лицо
- Юридическое лицо
- Юридическое лицо
- Наиболее часто встречающиеся варианты слияния:
- Выделяют несколько вариантов деления предприятий:
- 1. Разделение на независимые фирмы.
- 2. Создание совместных предприятий.
- 3. Условное деление.
- Финансовые аспекты деятельности фпг.
- Классификация доходов и расходов организации
- Денежные потоки организации.
- 2.5.Формирование уставного капитала в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
- 2.6.Добавочный капитал как инструмент прироста стоимости имущества организации.
- 2.7. Особенности формирования резервного капитала и прочих резервов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса.
- 2.8.Нераспределенная прибыль как источник формирования специальных фондов предприятия.
- Тема 3 Финансирование затрат на производство и реализацию продукции
- 3.1. Экономическое содержание расходов и затрат предприятия.
- 3.2. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции.
- 3.3. Методы формирования расходов при определении финансового результата деятельности предприятия.
- 3.4. Методы формирования расходов предприятия при определении налогооблагаемой прибыли.
- Расходы организации
- 3.5. Смета затрат на производство и реализацию продукции.
- Тема 4 Выручка от реализации и валовой доход.
- 4.1. Выручка от реализации продукции и валовой доход предприятия. Виды выручки.
- 4.2. Методы отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение. Налог на добавленную стоимость.
- 4.3. Формирование и виды доходов при определении финансового результата деятельности организации.
- 4.4. Группировка доходов организации при формировании налогооблагаемой прибыли предприятия.
- Доходы организации
- 4.5. Планирование выручки от реализации продукции (услуг).
- 4.6. Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
- Тема 5 Чистый доход и денежные накопления.
- 5.1. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли.
- 5.2. Формирование финансового результата от основной деятельности предприятия. Налог на прибыль.
- 5.3. Планирование прибыли аналитическим методом и методом прямого счета. Сферы их применения, преимущества и недостатки.
- 5.4. Планирование прибыли на основе предельных издержек и предельного дохода (метод маржинального анализа).
- 5.5. Факторы роста прибыли. Зависимость прибыли от жизненного цикла продукции.
- Факторы роста прибыли
- 5.6. Распределение и использование прибыли.
- Тема 6 Формирование и использование основных фондов.
- 6.1. Экономическая природа, состав, методы оценки основных фондов.
- 6.2. Амортизация основных фондов и ее нормы. Методы начисления амортизации и их особенности.
- Амортизационные группы основных фондов
- 6.3. Аренда и арендные отношения. Формирование ставки арендной платы. Налог с имущества предприятия.
- 6.4. Инвестиции и их роль в совершенствовании воспроизводственной и технологической структуры основных фондов.
- 6.5. Ремонтный фонд на предприятии, его формирование и использование.
- 6.6. Оценка экономической эффективности использования основных фондов.
- Тема 7 Формирование и использование оборотных средств
- 7.1. Экономическое содержание оборотных средств организации, оборотного капитала, кругооборот оборотного капитала.
- 7.2. Состав и структура оборотных средств предприятия. Основы их организации.
- 7.3. Показатели эффективности использования оборотного капитала. Значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- 7.4. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Аналитический метод определения потребности в оборотных средствах.
- 7.5. Норматив оборотных средств, коэффициентный метод определения потребности в оборотных средствах.
- 7.6. Метод прямого счета как основной метод определения плановой потребности в оборотных средствах.
- 7.7. Источники формирования оборотного капитала предприятия.
- Тема 8 Финансовый план промышленного предприятия (Баланс доходов и расходов)
- 8.1. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
- 8.2. Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура.
- 8.3. Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана предприятии.
- 8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.
- Тема 9 Финансовое обеспечение предпринимательства
- 9.1. Взаимоотношение предприятий и коммерческих банков. Размещение средств предприятия коммерческими банками.
- 9.2. Методы оценки кредитоспособности заемщика банками.
- I. Методика оценки финансового состояния заемщиков – юридических лиц.
- II. Методика определения кредитоспособности заемщика в соответствии с "Регламентом предоставления кредитов юридическим лицам".
- Метод определения платежеспособности физических лиц, разработанная Сбербанком России.
- 9.4. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия:
- 9.4.1 Анализ и оценка имущественного положения предприятия.
- 9.4.2. Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности.
- 9.4.3. Анализ и оценка финансовой устойчивости организации.
- 9.4.4. Анализ и оценка деловой активности.
- 9.4.5. Анализ и оценка эффективности деятельности организации.
- Тема 10 Пути оздоровления финансов предприятий промышленности.
- Список литературы