logo
Корпоративные финансы

4.1. Выручка от реализации продукции и валовой доход предприятия. Виды выручки.

В процессе осуществления своей экономической деятельности организации (предприятие) получает доход. Доход в виде денежного потока классифицируется в зависимости от направлений деятельности организации (предприятии): основной (обычной), инвестиционной и финансовой.

Выручка от основной деятельности – это выручка от реализации (продажи) продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Выручка от инвестиционной деятельности – это финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает в себя результата от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) служит основным источником денежных потоков на предприятии.

Понятие «выручка от реализации» и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.

Валовой доход- показатель, характери­зую­щий финансовый результат деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.

Задачами анализа валового дохода являются:

- с товарооборотом;

- с себестоимостью товаров;

- с издержками товарного обращения.

Размер выручки от реализации, равный совокупным затратам, называется критическим объемом реализации. Если организация (предприятие) будет получать выручку меньше критического объема, то это приведет к получению убытка, получение выручки в размере большем критического объема реализации принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации. Вычислив средние переменные затраты (Пер), постоянные расходы (Пос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический объем реализации (КО) по формуле:

КО = Пос / (Ц-Пер).

На сумму выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.