logo
Корпоративные финансы

3.5. Смета затрат на производство и реализацию продукции.

Основные документы, где отражаются затраты – смета и калькуляция. Смета – свод затрат на производство и реализацию продукции.

Признаки сметы:

1) В смете группировка затрат по экономическим элементам независимо от места возникновения затрат, целей и назначения.

Экономическими элементами называются первичные, однородные затрат на производство и реализацию продукции.

2) На основании сметы определяется полная себестоимость товарной продукции.

3) На предприятии допускается разработка вспомогательных смет для определения полной себестоимости по работам, услугам, производствам, цехам, участкам и подразделениям предприятия.

В смете затраты группируются по следующим экономическим элементам, в соответствии с НК РФ гл. 25:

1. Материальные затраты: включаются в стоимость сырья, материалов, покупных полуфабрикатов; стоимость работ, услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями; стоимость топлива и энергии, стоимость тары и упаковки.

Стоимость всех материалов и материальных ресурсов определяется из договорных цен без НДС, но с учетом наценок, комиссионных, стоимость услуг брокерских компаний, а также с учетом платы за транспортировку, хранение и доставку, если эти услуги были оказаны сторонними организациями.

Материальные затраты включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов.

2. Затраты на оплату труда: включаются в расходы на оплату труда основного производственного персонала, начисленная по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; стимулирующие выплаты (премии), доплаты компенсирующего характера, работа в ночное время, за сверхурочные работы; за работы в праздничные и выходные дни.

В эти расходы включается стоимость продукции, выдаваемая работникам данного предприятия в порядке материальной оплаты.

3. Отчисления на социальные нужды (ЕСН): регулируются гл. 24 НК РФ. Это регрессивный вид (чем больше фонд заработной платы, тем ниже ставка налогообложения).

4. Амортизация основных фондов организации (подробно рассмотрена в главе 3, пункт 3.2).

    1. Калькуляция себестоимости продукции. Виды себестоимости.

Калькуляция – разнесение расходов. Признаки калькуляции:

1. Расходы группируются по калькуляционным статьям расходов, которые имеют цель, назначение и место возникновения затрат (МВЗ).

МВЗ – структурные подразделения предприятия (цех, участок, отдел, бригада, рабочее место), по которому организуется планирование, нормирование, учет, контроль, управление затратами производственных ресурсов.

2. Объектами калькулирования могут быть товар, услуга, работа, цех, участок, отдел.

3. На основании калькуляции определяется себестоимость единицы продукции.

Себестоимость– денежное выражение затрат организации (предприятия) на производство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.

Различают производственную себестоимость иполнуюсебестоимость. Производственная себестоимость включает в себя валовые затраты с учетом изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, внепроизводственных (коммерческих расходов) и управленческих расходов. В соответствии с выбранным методом ученой политики управленческ5ие расходы могут включаться в производственную себестоимость. Тем не менее предпочтительнее формировать производственную себестоимость только из переменных затрат, раздельно ведя учет постоянных расходов.

Рассмотрим калькуляцию себестоимости продукции для машиностроительного предприятия:

1

Сырье и материалы за вычетом возвратных отходов.

2

Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги сторонних организаций.

3

Топливо и энергия на технологические цели.

4

Заработная плата производственных рабочих.

5

Единый Социальный Налог (ЕСН).

6

Амортизация производственного оборудования.

Итого:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

7

Расходы на подготовку и освоение производства.

8

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

9

Ценовые расходы.

С 1 по 9:

ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

10

Общепроизводственные расходы.

11

Общехозяйственные расходы.

12

Прочие производственные затраты.

С 1 по 12:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСЬ ПРОДУКЦИИ

13

Коммерческие расходы.

Итого:

ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСЬ ПРОДУКЦИИ

    1. Расчет плановых затрат на реализацию продукции для определения размера плановой прибыли.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется разными методами, выбор которых зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, учетных возможностей.

При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планирование осуществляется в отношении переменных расходов планирование осуществляется в отношении переменных затрат. Планируемая сумма переменных затрат (С) определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции (Н) на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении (В):

С = Н * В.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

С = В пл/ Сф* Вф,

где Сф– фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

В пл– плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф– фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработ­ки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости.

Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты (всего затраты на производство). Из этих затрат исключаются затра­ты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, свя­занные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции.

На себестоимость оказывают влияние разные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный вес имеют материаль­ные затраты, значит производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материаль­ных затрат. Если оплата труда с начислением социального налога снимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это — трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство — фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использова­нии основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится.

На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей. Это влияние заключается в следующем.

1. Незавершенное производство (НП) - это продукция, процесс изготовления которой еще не закончен. Когда планируется себе­стоимость выпуска продукции в планируемом периоде, то учитыва­ется, что на начало планируемого года на предприятии есть остатки незавершенного производства (входные остатки), так как в массо­вом серийном производстве вряд ли вся продукция будет полно­стью изготовлена именно к 31 декабря. Поэтому накопившиеся в незавершенном производстве затраты, которые еще не стали гото­вой продукцией, переходят на следующий год, чтобы в новом пе­риоде превратиться в готовую продукцию (выходные остатки). Но и на конец планируемого периода следует предусмотреть так называемый задел, когда часть затрат перейдет уже на следующий период в качестве незавершенного производства, чтобы вскоре стать готовой продукцией. Таким образом, сохраняется непрерывность производ­ства и отгрузки готовой продукции.

Выпуск готовой продукции по себестоимости рассчитается по формуле:

Выпуск ГП = Остатки НП входные + Валовые затраты – Остатки НП выходные;

отсюда

Выпуск ГП = Валовые затраты – (Остатки НП выходные – Остатки НП входные).

Если входные остатки незавершенного производства в начале года меньше выходных остатков в конце года, то произойдет умень­шение сальдо по счету «Незавершенное производство» и эта разни­ца попадает на себестоимость готовой продукции, увеличивая ее.

Если входные остатки незавершенного производства в начале года больше выходных остатков в конце года, то произойдет увели­чение сальдо по счету «Незавершенное производство» и эта разница не попадает на себестоимость готовой продукции, уменьшая ее.

2. Расходы будущих периодов (РБП) — это расходы, которые не­сет организация в данном периоде, но будет включать в себестои­мость в следующих периодах — в тех, к которым они относятся по своему отношению к производственному процессу. Например, арендная плата, уплаченная в декабре за I квартал следующего года, должна включаться в себестоимость в следующем году, а в том перио­де, когда оплата аренды произведена на предприятии, увеличится сальдо по счету «Расходы будущих периодов». Однако в I квартале сле­дующего года сальдо по счету «Расходы будущих периодов» умень­шится и затраты будут включены в себестоимость продукции, вы­пушенной в I квартале.

Если входные остатки РБП больше выходных остатков РБП, то увеличится сальдо по счету «Расходы будущих периодов» и затраты останутся на этом счете, не будут включаться в себестоимость гото­вой продукции.

Если входные остатки РБП меньше выходных остатков РБП, то сальдо по счету «Расходы будущих периодов» уменьшится и затраты, списанные с этого счета, будут включены в себестоимость готовой продукции. Таким образом:

Выпуск ГП = Валовые затраты – Изменение сальдо НП – Изменение сальдо по РБП.

3. Создание резервов предстоящих расходов и платежей увели­чивает себестоимость, поскольку эти резервы создаются для осу­ществления расходов, обычно включаемых в себестоимость. Так, резервы создаются под предстоящий крупный ремонт основных средств, под оплату предстоящих отпусков рабочим, под сезонную покупку товаров и сезонные затраты. В планировании затрат в целом на год и на период больше года, создание резервов предстоящих расходов и платежей практически не влияют на величину себестоимости, поскольку эти резервы должны быть использованы в течении одного финансового года. Но при планировании поквартально или помесячно их создание и использование может повлиять на себестоимость готовой продукции внутри каждого из кварталов или месяцев.

    1. Управление затратами. Системы « директ-костинг», «стандарт – костинг».

Управление затратами – это средство высокого экономического результата предприятия.Основные задачи управления затратами предпринимательской деятельности: · выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности; · определение основных методов управления затратами;

· определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии.

Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения.

Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.

Система «директ-костинг». Используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Данная система широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции - "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".

Российские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему "Директ-костинг" для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования. Фактическое внедрение системы "Директ-костинг" в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы.

В основе метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

  1. 1.простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;

  2. развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли. В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль. Маржинальный доход- разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты. Взаимосвязь показателей при маржинальном подходе:

Выручка от продажи продукции (В);

Переменные затраты (VC);

Маржинальный доход (МД = В - VC);

Постоянные затраты (FC);

Прибыль (П = М - FC).

Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.

Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

Директ-костинг позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли. Критический объем производства (кол-во продукции) можно определить по формуле:

Q=FC/(P–VC),

где Q- критический объем выпуска,

FC- постоянные затраты в целом по предприятию,

Р - продажная цена единицы продукции,

VC- переменные затраты на единицу продукции.

Пример:Цена изделия 3200 руб., переменные затраты 1200 руб., постоянные издержки за отчетный период 2 000 000 руб. Критический объем: [2 000 000 / (3200 - 1200)] = 1 000 штук, т.е. при производстве и продаже 1000 штук изделий по цене 3200 руб. за единицу, выручка покроет все производственные затраты, однако прибыль будет равна нулю.

Система «стандарт-костинг».Широко применяется в Западных странах с развитой рыночной экономикой, в России на его основе был разработан и удачно используется метод нормативного учета затрат на производство. Необходим в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени - на предприятиях обрабатывающих отраслей, промышленных предприятиях.

Стандарт-костинг (standart costing)– это система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; "костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис. В основу системы Стандарт-костинг положены следующие принципы:

Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).

Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.

В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.

    1. Пути и резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции. Степень влияния различных факторов на затраты.

Снижение себестоимости продукции — важная задача в деятельности предприятий и фирм, одно из условий повышения конкурентоспособности товаров, средство увеличения производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов. Основными факторами снижения себестоимости являются:

В результате этого достигаются снижение материальных затрат (материалоемкости) и рост производительности труда.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие:

Резервы роста производительности труда на предприятии многообразны: повышение технической оснащенности труда, расширение механизации и комплексной автоматизации производственных процессов, сокращение числа лиц, занятых ручным трудом, сокращение управленческого и обслуживающего аппарата.

Сокращение затрат на производство и реализацию продукции является материальной основой снижения цен, ведет к уменьшению издержек производства в других отраслях экономики. Немаловажное значение имеет снижение себестоимости и для уменьшения потребности в оборотных средствах. Отсюда следует необходимость проведения систематического контроля за снижением издержек производства и затрат на реализацию продукции.

Факторы снижения себестоимости на предприятии подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внепроизводственные.

К внутрипроизводственным факторам снижения себестоимости относятся технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления. Это главным образом следующие группы факторов:

- повышение технического уровня производства;

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение объема производства.

К внепроизводственным факторам снижения себестоимости относятся факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние. Это следующие группы факторов:

Контроль над уровнем и источниками финансирования затрат, связанных с расширением и развитием производства, осуществляется на основе утвержденных смет.