logo search
Финансы и финансовый рынок для КД

2.Плательщики и объекты налогообложения ндс. Ставки ндс

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками в течение двенадцати последовательных календарных месяцев начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в отношении всех объектов налогообложения;

- доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;

- физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Обязанность по исчислению суммы налога и его уплате в бюджет возникает у плательщика только в случае возникновения у плательщика объекта обложения налогом.

Такими объектами являются:

1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

1.1. по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

1.2. по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

1.3. по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

1.4. по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

1.5. по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

1.6. по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства;

1.7. по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающие у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);

1.8. по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;

2. ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых возникает налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

Если операция признается объектом обложения, то у налогоплательщика в большинстве случаев возникает обязанность по исчислению и уплате налога.

Налоговый кодекс РБ определил перечень операций, которые не являются объектом обложения, поскольку не относятся к операциям по реализации. В перечень вошли:

1. средства, полученные в результате отчуждения находящегося в государственной собственности имущества;

2. безвозмездная передача:

3. обороты по прочему выбытию;

3. выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);

4. обороты по возмещению;

5. отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений;

6. стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и т. д.

Рассмотрим обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемые от налога на добавленную стоимость:

1. лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

1.2. медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.3. ветеринарных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.4. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

1.5. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению несовершеннолетних в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;

1.6. продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учреждений образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты;

1.7. услуг в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.8. оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.9. услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (кроме автомобилей-такси) при городских перевозках; речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородных перевозках;

1.10. изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.11. товаров (работ, услуг) 1, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной персонала в среднем за период;

1.12. драгоценных металлов и драгоценных камней, а также выполненных работ (оказанных услуг) при:

1.13. сдаче (поставке) драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе в виде лома;

1.14. реализация товаров магазинами беспошлинной торговли:

1.15. путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, по перечню таких организаций, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

1.16. населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров и т.д.

Система обложения НДС позволяет применять единую налоговую ставку и несколько налоговых ставок.

Введение нескольких налоговых ставок является дорогим способом для снижения регрессивности налога. Обследования бюджетов домашних хозяйств в зарубежных странах показало, что на практике достаточно трудно разделить продукты питания на дорогие, которые покупают люди с высокими доходами, и обычные, которые приобретают люди с низкими доходами. Это снижает эффективность применения низких налоговых ставок для уменьшения регрессивности налога. Статистические данные об уровне цен и в РБ, и в зарубежных странах свидетельствуют о том, что при снижении ставки налога, как правило, цены не снижаются.

Однако если применяется не одна, а несколько налоговых ставок, то возрастают затраты на ведение налогового учета у налогоплательщиков и расходы государства на организацию и осуществление налогового контроля.

При заданной сумме налоговых доходов применение нулевых или пониженных налоговых ставок на товары первой необходимости означает, что должен быть установлен более высокий уровень стандартной ставки по сравнению с уровнем, при котором отсутствовала бы дифференциация налоговых ставок и налог взимался бы по единой ставке.

Белорусская система обложения, возникшая в 1992 г. с единой ставкой, сейчас реализует принцип множественности ставок.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

1. ноль (0) процентов:

1.1. при реализации:

товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

- экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

- работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;

2. десять (10) процентов:

2.1. при реализации, производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;

2.2. при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь.

3. двадцать (20) процентов:

3.1. при реализации товаров (работ, услуг), не указанных выше, а также при реализации имущественных прав;

3.2. при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, не указанных выше.

4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20 : 120 х 100 процентов) – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость;

1.5. ноль целых пять десятых (0,5) процента – при ввозе на территорию Республики Беларусь из государств – членов таможенного союза для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных.