logo
Финансы и финансовый рынок для КД

1. Сущность, задачи и принципы финансового планирования

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления организацией.

В общем случае планы – это перечень того, что должно быть сделано, в какой последовательности, за счет каких материальных, трудовых, временных ресурсов для достижения поставленных целей.

Финансовое планирование – это совокупность мероприятий по определению денежных доходов и накоплений, выявлению резервов, привлечению источников финансовых ресурсов и направлению их на покрытие запланированных расходов и затрат по различным сферам деятельности организации.

Назначение финансового планирования – определить потребности организации в финансовых ресурсах в размерах, обеспечивающих финансирование расширенного воспроизводства и выполнения других финансово – кредитных обязательств организации.

Основные задачи финансового планирования:

- определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов, исходя из намеченного объема производства, возможностей реализации с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

- обоснование предполагаемых расходов, начиная с расчета издержек производства, обязательных платежей, и заканчивая определением направления и размеров расходов за счет прибыли;

- установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды, техническое перевооружение и расширение производства, материальное поощрение и социальные нужды работников;

- определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

- обоснование равновесия в поступлении денежных средств и их расходовании для обеспечения устойчивого финансового положения организации.

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными принципами:

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов;

2. Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать деятельность одного подразделения организации вне связи с другим;

3. Принцип участия означает, что каждый специалист организации участвует в планировании;

4. Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться в рамках установленного цикла, которые непрерывно сменяют друг друга (план закупок – план производства – план маркетинга);

5. Принцип гибкости состоит в способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств;

6. Принцип точности предполагает, что планы должны быть конкретизированы.

Кроме общих принципов финансового планирования, существуют специфические, такие как:

1) принцип соотношения сроков получения и использования средств (например, капитальные вложения финансируются за счет долгосрочных источников);

2) принцип платежеспособности;

3) принцип рентабельности капитальных вложений;

4) принцип сбалансированности рисков;

5) принцип приспособленности к потребностям рынка.