4. Понятие налоговой системы
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Экономическая и юридическая науки выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
• порядок установления и ввода в действие налогов;
• виды налогов или систему налогов; классификацию налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
• порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
• налоговые органы;
• права и обязанности налогоплательщиков;
• права и обязанности налоговых органов;
• ответственность участников налоговых отношений;
• защиту прав и интересов налогоплательщиков;
• налоговое законодательство.
Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
а) подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;
б) подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
С развитием национальных экономик меняются и системы их налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.
Первая группа включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мира. Сегодня эти принципы считаются основой межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства.
Первый принцип - принцип равномерности – требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.
Второй принцип - принцип определенности - требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий принцип - принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
Четвертый принцип - принцип экономности - предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период;
принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;
принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.
Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.
Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.
Перечисленные принципы налогообложения были учтены при формировании налоговой системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям.
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
– налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
– налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
– налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
– административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:
– создание условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
– обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;
– проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
– стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
– обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.
Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.
Определение целесообразности состава и структуры перераспределения финансовых ресурсов от центра к регионам требует, в свою очередь, тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов - одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.
Принцип стабильности налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных - отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унифицикацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.
В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.
С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь.
В течение 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации особенной части Налогового кодекса.
Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.
В системе законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс является основным нормативным правовым актом, на базе которого выстраивается вся система нормативно-правового регулирования налоговых отношений. В этой связи все налогово-правовые нормы, независимо от того, в каких актах они закреплены, должны соответствовать требованиям норм, содержащихся в Налоговом кодексе. Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в настоящем Кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые правоотношения представляют собой разновидность властных правоотношений, которые характеризуются неравенством сторон, преобладанием воли одного участника над волей другого участника. Подобные правоотношения носят субординационный характер и устанавливают соподчинение между их участниками.
В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Республиканские налоги, сборы (пошлины).
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на прибыль;
• налог на доходы иностранных организаций;
• подоходный налог с физических лиц;
• экологический налог;
• налог на недвижимость;
• земельный налог;
• налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
• гербовый сбор;
• оффшорный сбор;
• консульский сбор;
• государственная пошлина;
• патентные пошлины.
- Министерство сельского хозяйства
- Введение
- Рецензенты:
- Пояснительная записка
- Примерный тематический план дисциплины «финансы и финансовый рынок»
- Содержание дисциплины «финансы и финансовый рынок»
- Раздел 1. Теоретические основы финансов
- Тема 1.1 Сущность и содержание финансов
- Тема 1.2 Характеристика и структура финансовой системы государства
- Тема 1.3 Государственный бюджет- главный централизованный фонд государства
- Тема 1.4 Государственный кредит и государственный долг
- Тема 2.2 Капитал предприятия, его формирование и использование
- Тема 2.4 Управление оборотными активами предприятия
- Тема 2.5 Денежные расходы предприятий
- Тема 2.7 Организация финансового планирования на предприятиях
- Тема 2.8 Оценка финансового состояния предприятия
- Раздел 3. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 3.1 Финансовый рынок и его значение в развитии экономики
- Тема 3.2 Рынок ценных бумаг
- Тема 3.3 Виды ценных бумаг
- Тема 3.4 Кредитный рынок
- Тема 3.5 Валютный рынок
- Раздел 4. Налоги и налогообложение
- Тема 4.1 Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- Тема 4.2 Косвенные налоги
- Тема 4.3 Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- Тема 4.4 Налог на прибыль
- Тема 4.5 Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- Тема 4.6 Особые режимы налогообложения
- Тема 4.7 Подоходный налог
- Информационно-методическая часть законодательные и нормативные акты:
- Литература основная:
- Дополнительная:
- Раздел 1. Теоретические основы финансов
- Тема 1.1 сущность и содержание финансов
- 1. Понятие и сущность финансов, их признаки
- 2. Основные функции финансов
- 3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 1.1 (оценка знаний 4-9)
- Тема 1.2 характеристика и структура финансовой системы государства
- 1. Общее понятие о финансовой системе государства
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 1.2 (оценка знаний 4-9)
- Тема 1.3 государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
- 3. Доходы и расходы бюджетов
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 1.3 (оценка знаний 4-9)
- Тема 1.4 государственный кредит и государственный долг
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 1.4 (оценка знаний 4-9)
- Тема 1.5 финансовая политика государства
- 2. Составные части финансовой политики
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 1.5 (оценка знаний 4-9)
- Тема 1.6 организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 1.6 (оценка знаний 4-9)
- Раздел 2 . Финансы предприятий и их организация
- Тема 2.1 содержание и принципы организации финансов предприятия
- 1. Сущность и функции финансов организаций
- 2. Содержание финансовой работы в организации
- 3. Финансовая служба организации
- 4. Финансовые ресурсы организаций
- 5. Особенности организации финансов сельского хозяйства
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2. 1 (оценка знаний 4-9)
- Тема 2.2 Капитал предприятия, его формирование и использование
- 2. Собственный и заемный капитал организации
- 3. Структура капитала. Эффект финансового рычага
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2. 2 (оценка знаний 4-9)
- Тема 2.3 Финансовые аспекты управления долгосроЧными активами
- 1. Понятие и классификация долгосрочных активов
- 2. Сущность, виды и источники финансирования капитальных вложений. Амортизация основного капитала.
- 3. Управление инвестиционной деятельностью организации
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2.3 (оценка знаний 4-9)
- Задания
- Тема 2.4 управление оборотными активами предприятия
- 1. Понятие оборотных средств, их состав, структура и особенности кругооборота в сельском хозяйстве
- 2 Источники формирования оборотных средств
- 3 Оборачиваемость, эффективность использования оборотных средств и контроль за их использованием
- 4 Определение плановой потребности в оборотном капитале
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2.4 (оценка знаний 4-9)
- Задания
- Тема 2. 5 денежные расходы предприятий
- 1. Характеристика денежных расходов организации
- 1. Расходы по текущей деятельности
- 2. Расходы по инвестиционной деятельности
- 3. Расходы по финансовой деятельности
- 4. Иные расходы.
- 4. Иные расходы:
- 2. Содержание затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции.
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2.5 (оценка знаний 4-9)
- Тема 2. 6 дЕнежные поступления предприятия
- 4. Иные доходы:
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2.6 (оценка знаний 4-9)
- Задания
- Тема 2.7 организация финансового планирования на предприятиях
- 1. Сущность, задачи и принципы финансового планирования
- 2 Содержание финансового планирования
- 3. Модели процесса финансового планирования
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2.7 (оценка знаний 4-9)
- Тема 2.8 оценка финансового состояния предприятия
- 1. Финансовое состояние организации
- 2 Финансовые отношения в условиях экономической несостоятельности и банкротства
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 2.8 (оценка знаний 4-9)
- Раздел 3 . Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 3. 1 финансовый рынок и его значение в развитии экономики
- 1. Сущность финансового рынка и его функции
- Тенденции развития финансового рынка
- 2. Состав и структура финансового рынка финансовый рынок
- 3. Система государственного регулирования финансового рынка Республики Беларусь.
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 3. 1 (оценка знаний 4-9)
- Тема 3. 2 рынок ценных бумаг
- 1. Сущность и назначение рынка ценных бумаг.
- 2. Классификация рынка ценных бумаг.
- 3. Виды профессиональной и биржевой деятельности на рынке ценных бумаг
- 4. Модели организации рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь
- Основы функционирования рынка ценных бумаг республики беларусь
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 3.2 (оценка знаний 4-9)
- Тема 3. 3 виды ценных бумаг
- 1. Понятие, качества и классификация ценных бумаг
- 2. Сущность основных ценных бумаг
- 3. Характеристика производных ценных бумаг
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 3.3 (оценка знаний 4-9)
- Задания
- Тема 3.4 кредитный рынок
- 1. Понятие, участники и функции кредитного рынка
- 2. Классификация кредитных рынков
- 3. Перспективы развития кредитного рынка Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 3.4 (оценка знаний 4-9)
- Тема 3. 5 валютный рынок
- 1. Сущность и функции валютного рынка
- 2. Классификация валютного рынка
- 3. Валютный рынок Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки
- Комплект компьютерного тестирования Итоговый контроль по теме 3.5 (оценка знаний 4-9)
- Раздел 4. Налоги и налогообложение
- Тема 4.1 Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- 1.Экономическая сущность налогов
- 2. Принципы налогообложения
- 3. Элементы налога и налоговая терминология
- 4. Понятие налоговой системы
- 5. Структура органов налоговой системы
- 6. Права и обязанности налоговых органов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4.2 Косвенные налоги
- 1.Экономическое содержание и сущность ндс
- 2.Плательщики и объекты налогообложения ндс. Ставки ндс
- 3.Экономическая сущность льгот по ндс и их классификация
- 4.Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов
- 5.Облагаемые товары и ставки акцизов
- 6.Объекты обложения акцизами
- 7.Льготы по акцизам
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- Тема 4.3 Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- 1.Экологический налог, его значение, объекты обложения и порядок исчисления и уплаты в бюджет
- 2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, его значение, объекты обложения и порядок исчисления и уплаты в бюджет
- 3. Земельный налог
- 4. Налог на недвижимость
- 5.Обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения, порядок их исчисления
- 6.Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 7. Отчисления в инновационные фонды
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- Тема 4.4 Налог на прибыль
- 1.Экономическая сущность налога на прибыль
- 2.Плательщики и объект обложения налогом на прибыль
- 3.Экономическая сущность льгот по налогу на прибыль и их классификация
- 4.Ставки налога на прибыль и порядок его уплаты в бюджет
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4.5 Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- 1. Налог на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через иностранное представительство
- 2. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через иностранное представительство
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- Тема 4.6 Особые режимы налогообложения
- 1.Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 2. Упрощенная система налогообложения
- 3. Налог на игорный бизнес
- 4. Налог на доходы от лотерейной деятельности
- 5. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами
- 6. Налогообложение резидентов сэз
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- Тема 4.7 Подоходный налог
- 1. Плательщики подоходного налога с физических лиц и объекты налогообложения
- 2. Налоговые вычеты
- Социальные налоговые вычеты.
- Профессиональные налоговые вычеты
- 3.Ставки подоходного налога. Определение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
- Вопросы для самопроверки
- Задания
- Перечень основных вопросов, выносимых на экзамен по дИсциплине
- Список основной ЛитературЫ
- Список дополнительной ЛитературЫ
- Содержание