logo
Финансы и финансовый рынок для КД

1. Общее понятие о финансовой системе государства

Многообразие как форм образования и использования финансовых ресурсов, так и участников процесса распре­деления и перераспределения ВВП предполагает созда­ние комплексной системы управления финансами. С этой целью в каждой стране формируется определенная финан­совая система.

Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система Республики Беларусь

СФЕРЫ ЗВЕНЬЯ

Общегосударственные (централизованные) финансы

Государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты)

Государственные целевые (бюджетные и внебюджетные) фонды

Государственный кредит

Финансы субъектов хозяйствования (децентрализованные финансы)

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансы домашних хозяйств

Финансовый рынок

Рынок ценных бумаг

Кредитный рынок

Валютный рынок

Органы управления финансами страны: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, другие финансовые органы

Рис. 2.1– Схема финансовой системы Республики Беларусь

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.

  1. Сферы и звенья финансовой системы

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы:

Ключевую роль в финансовой системе Рес­публики Беларусь играют общегосударственные финан­сы: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит.

Главным звеном является государственный бюджет, который представляет собой основной финансовый план государства, определяющий источники формирования его доходов и направления их использования на обще­государственные нужды.

Государственные целевые бюджетные фонды аккуму­лируют установленные законодательством платежи хозяй­ствующих субъектов. Они предназначены для финансиро­вания государственных нужд, отраженных в названиях фондов. Аккумулируемые денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в значительной степени снизить нагрузку на бюджет.

Отдельным звеном финансовой системы является госу­дарственный кредит, который отражает кредитные от­ношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Основным звеном финансовой системы государства являются финансы коммерческих предприятий, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.

В зависимости от отраслевой направленности финансы подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.

Финансы некоммерческих организаций характерны тем, что здесь в основном не преследуется получение прибыли.

Финансы домохозяйств образуются в основном за счет доходов от предпринимательской деятельности, финансо­вых операций с ценными бумагами, депозитов и социаль­ных выплат.

Все части и звенья финансовой системы связаны с фи­нансовым рынком. Финансовый рынок – это совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, куплю-продажу, эффективное использование временно свободных финансовых средств. Основными средствами на финансовом рынке выступают деньги, ценные бумаги, депозиты, кредиты.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимодействуют между собой. Проявляется это в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными финансами при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении средств из них; внутри сферы существуют связи между субъектами хозяйствования при совершении финансовых операций и т.д.

Действенность финансовой системы во многом зависит от рациональной организации управления ее конкретны­ми звеньями.

  1. Управление финансовой системой государства

Управление звеньями финансовой системы в широ­ком смысле отождествляется с сознательным процессом организации органов управления финансовыми потоками.

Для управления создаются специальные финансовые органи­зации, учреждения, институты.

Управление финансовой системой возложено на выс­шие законодательные и исполнительные органы власти: Президента, Национальное собрание, Совет Республики и Палату представителей. Они определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законода­тельство и осуществляют общий контроль за его соблюде­нием. На региональном уровне полномочиями по управле­нию наделены местные органы власти.

За оперативное управление отдельными звеньями фи­нансовой системы отвечает финансовый аппарат, вклю­чающий множество организационных структур на всех уровнях.

На общегосударственном уровне основными органа­ми управления финансами являются Министерство фи­нансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный тамо­женный комитет Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь вы­полняет ряд функций, связанных с формированием и реа­лизацией финансовой политики государства как в стране, так и за ее пределами. В задачи Министерства финансов входят:

- организация составления проекта бюджета и его ис­полнения;

- разработка долго- и краткосрочных прогнозов развития экономики, конкретных социальных и экономических программ в стране;

- обоснование предложений по совершенствованию на­логовой и ценовой политики, формированию отечествен­ного финансового рынка, участию в международных операциях;

- совершенствование страховой деятельности в стране;

- выпуск и размещение государственных внутренних займов Республики Беларусь;

- разработка проектов и реализация программ внеш­них заимствований Республики Беларусь.

Министерство по налогам и сборам Республики Бела­русь решает следующие задачи:

Государственный таможенный комитет должен спо­собствовать повышению эффективности таможенного администрирования и созданию благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельно­сти за счет повышения качества предоставляемых услуг. К приоритетным задачам таможенных органов относятся следующие:

На уровне субъектов хозяйствования управлением финансами занимаются их финансовые службы. На сред­них и малых организациях данные функции возложены в основном на сотрудников бухгалтерии, а полную ответ­ственность за финансовое состояние несет руководитель организации.